Три вещи, которые нам мешают выйти из кризиса

«Нам» – в данном случае означает не только жителей России, но и других стран. Наглая претензия на глобализм и общечеловечность. Первая вещь – мы не знаем, что происходит. До сих пор нет хоть какой-нибудь, пусть ошибочной, пусть спорной, теории современного кризиса. Максимум, на что хватает экспертов – на попытки краткосрочных прогнозов биржевых курсов и цен.

Мы похожи на туристов, заблудившихся в лесу, у которых нет ни карты местности, ни компаса, ни проводника. Есть только страх и паника. Между тем предыдущие кризисы рождали свои теории и концепции. Точнее кризисы становились хорошей пищей для ума мыслителей, которые рождали свои теории. Первым, несомненно, был Маркс. «Великая депрессия» родила кейнсианство, кризис 70-х годов прошлого века породил монетаристскую теорию. Сейчас же в поисках ответа обращаемся то к теории Кондратьева (в лучшем случае), то к мистицизму (в худшем).

Вторая причина, мешающая преодолению кризиса – вместо того, чтобы двигаться вперед, мы изо всех сил пытамся вернуться назад в прошлое. У многих существует твердое убеждение, что если «вернуть всё как было» – цены на нефть, количество денег в банковском секторе, спрос на продукцию металлургии и других отраслей,– то все само образуется. По моему глубокому убеждению, даже если цена на нефть подскочит снова до ста долларов за баррель, это ничего не изменит. Потерявши голову по волосам не плачут.

И, наконец, третья наша ошибка – укрупнение вместо дробления. Из окружения лучше выходить, рассеявшись на мелкие отряды, а не сконцентрировав все силы в одном месте. Гигантские конгломераты хороши для стабильных времен, для линйеного развития, когда всё легко прогнозируется и просчитывается. Когда речь идет о нелинейном развитии (а кризис — это нелинейное развитие), о «точках бифуркации» в развитии, малые формы предпочтительнее.

Действия правительств же прямо противоположны: правительства изо всех сил спасают мегакорпорации, стараются удержать на плаву сверхпредприятия, в качестве лекарства от кризиса организуют масштабные инфраструктурные проекты. Мне вообще кажеться, что первопричина кризиса не какая-нибудь бреттон-вудская система, а тенденция аккумулировать все ресурсы в руках правительств. Даже в странах «первого мира» госрасходы составляют более половины ВВП, что ж говорить об остальных?

Похожие статьи:

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.