Предвыборные технологии

Предвыборные (или избирательные) технологии — коммуникативная дисциплина, объединяющая в себе набор методик, техник, приемов и специальностей, объединенных по сфере применения и целям и времени их использования. Как достаточно очевидно из названия, сфера их применения — предвыборная борьба, избирательные кампании, а время их использования определяется агитационным периодом.

Целей предвыборных технологий может быть несколько. Первая из них — победа на выборах (если речь идет об одномандатном округе, выборе депутата, мэра, губернатора или президента) или прохождение партийного списка в парламент. Кроме этих целей участие в выборах кандидата или списка кандидатов может преследовать и другие цели: «технические» («оттянуть» голоса от кандидата-соперника или соперничающие партийные списки), имеющие цели в сфере public relations (набрать рейтинг перед следующими выборами, привлечь внимание общественности и власти к больной теме).

Предвыборные технологии в ход избирательной кампании вовлекают различные аудитории:

  • Избиратели. В конечном итоге цель предвыборных технологий вовлечь избирателя в предвыборный процесс, сагитировать в день выборов прийти на избирательные участки и проголосовать за какого-то из кандидатов или списка кандидатов.
  • Кандидаты и предвыборные штабы являются инициаторами всех предвыборных технологий.
  • Органы власти. На органы власти возложена обязанность организация предвыборной кампании. Кроме того, возможно использование административного ресурса, административное давление органов власти на определенные группы людей.
  • Средства массовой информации, которые используются предвыборными штабами в качестве каналов распространения агитационных сообщений.

Классифицировать предвыборные технологии можно по используемым инструментам и методам:

  • Административные технологии предусматривают использование различных административных методов, таких как регистрация кандидатов-спойлеров, давление и отмена регистрации в качестве кандидатов соперников, принуждение избирательные комиссии к фальсификацям, дисциплинарное голосование, «сгон/привод» избирателей и т. п.
  • Медиа-технологии предусматривают использование различных медийных каналов коммуникации для распространения агитации. Среди медиа-каналов можно назвать как традиционные СМИ (телевидение, радио, печатные издания, реклама в интернете), так и другие средства массовых коммуникаций (устные коммуникации в том числе и через агитаторов).
  • Организационные технологии — это технологии, целью которых является наиболее оптимальная и эффективная организация работы предвыборного штаба (см., например, командные стратегии).
  • Технологии фальсификаций преследуют своей целью сфальсифицировать итоги выборов. Среди технологий фальсификаций можно назвать «вброс» бюллетеней, подделка итоговых протоколов УИК, подкуп избирателей и т. п.

Так же принято классифицировать предвыборные технологии по степени их законности (разрешенные законом и законом запрещенные).

В отдельную группу выделяют т. н. «грязные» технологии. Строго определения «грязных» технологий не существует, не последней причиной этого является тот факт, что часто само название используется в ходе предвыборной кампании для демонизации действий соперника, подрыва доверия к информации, распространяемой против кандидата. С одной стороны к «грязным» технологиям относят различные контр-технологии, агитацию против определенного кандидата или партийного списка (которые не запрещены предвыборным законодательством), распространение клеветы и не достоверной информации. Иными словами, исключительно медийные технологии.

С другой стороны к «грязным технологиям» относят различные технологии фальсификаций, использования административного ресурса и т. п.

Похожие статьи:

9 Comments

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.