Сообщение

В теории коммуникации под сообщением имеют в виду текст, предназначенный для передачи. Естественно, что в качестве текста может рассматриваться фраза, изображение, высказывание, событие, поступок человека, словом любой феномен социального мира, обладающий своей семантикой и синтаксисом, т. е. такой феномен социального мира, который можно трактовать как состоящий из знаков и символов, которые, в свою очередь, так или иначе интерпретируются акторами.

В соответствии с теорией коммуникации можно выделить следующую структуру сообщения:

  1. Источник сообщения — это то лицо или средство массовой коммуникации, которые распространяют сообщение. Нередко содержание сообщения наследует характеристики источника сообщения. В журналистских и пиар-кругах есть даже пословица «ценность информации определяется ценностью источника, из которого она получена».
  2. Автор сообщения не всегда совпадает с источником. Автор может быть анонимным (тогда СМИ делают оговорку «как нам стало известно из осведомленных источников» или что-то еще в этом духе), а может быть ложным (см. «пропагандистская модель коммуникации»).
  3. Канал коммуникации — это канал, по которому распространяется сообщение. Канал может быть институциализированным (средства массовой информации, бюрократические и административные каналы и т. п.), а может быть и не институализированным (устные коммуникации, слухи и пр.)
  4. Окказиональность сообщения, или причина его появления и распространения. При восприятии сообщения любой актор пытается объяснить, хотя бы для самого себя, зачем ему кто-то пытается что-то сообщить. От этого понимания зависит интерпретация сообщения. Если дело касается рекламы, то понятно, что цель рекламного сообщения — навязать покупателю товар. Для того, чтобы изменить это отношение к рекламе применяют различные стратегии. К примеру, объявить, что реклама — это исскуство, а не коммерция, для чего организовать фестиваль рекламы.
  5. Адресаты (аудитория) сообщения — те кому предназначено сообщение. В коммерческом, а так же политическом пиаре употребляют термин «целевая аудитория», подразумевая, что из всех социальных групп и аудиторий есть одна или несколько, на которую необходимо оказать воздействие. Такой целевой аудиторией могут политические или экономические элиты, пенсионеры, молодежь и т. п.
  6. Содержание сообщения, квинтэссенцией которого является месседж (послание).
  7. Код — используемые в сообщении визуальные и речевые образы, стереотипы и эвристики, риторические формулы и т. п.
  8. «Кавычки» или «рамка» сообщения задают границы текста, указывают, какие символы и знаки следуют относить к сообщению, а какие — нет. Адресату «кавычки» помогают провести границу между сообщением и реальностью. Комичный пример, когда «наивный» зритель не смог отличить в театре театральное действие на сцене от жизни — это пример, когда в сознании зрителя спектакль не имел своих «кавычек». Для всех же остальных зрителей спектакля такие «кавычки» существовали.

Содержание может быть простым (слоганы, визуальные образы) и сложным (выступление перед аудиторией, статья в газете и т. п.). Определяется оно по преимуществу внешними факторами: особенностями аудитории, стратегическими и тактическими целями избирательной кампании, форматом каналов коммуникации.

Похожие статьи:

2 Comments

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.