Акция протеста

Акция протеста — публичное действие, в ходе которого его участники возражают (протестуют) против позиции или деятельности какого-либа лица или группы лиц, чаще всего действующей власти. Существенным моментом является то, что акции протеста носят ненасильственный характер.
Участники акции протеста преследуют несколько целей:

  1. Публично заявить о своей позиции, добиться того, чтобы о ней узнали как можно более широкий круг людей. Как вариант — ввести какую-либо тему в повестку дня.
  2. Повлиять на общественное мнение, изменить оценку в общественном мнении деятельности или позиции тех лиц, против которых организована акция протеста.
  3. Принудить изменить свою позицию или сделать что-то тех лиц, против которых направлена акция протеста.

Акции протеста характеризуются следующими моментами:

  1. Форма проведения: митинг, пикет, забастовка, акт самосожжения и т. п.
  2. Время и места проведения.
  3. Число участников.
  4. Легитимность: проводиться в рамках действующего законодательства или в какой степени нарушает его.
  5. Степень радикальности: как далеко согласны зайти участники акции протеста в своих действиях, в том числе и в плане нарушения закона, столкновения с органами правопорядка, конфликта с общественным мнением и т. д.
  6. Степень организованности: акция протеста может быть стихийной и хорошо организованной.

Формы проведения акций протеста

Наиболее полный список различных форма акций протеста дает Джин Шарп в своей книге «От диктатуры к демократии. Концептуальные основы освобождения». Перечислим основные:

  1. Официальные заявления: публичные выступления, декларации, петиции.
  2. Обращение к широкой аудиторией: плакаты, листовки, памфлеты.
  3. Групповые акции: пикеты, символические выборы, сатирические награждения, флеш-мобы.
  4. Общественные акции, несущие символическую нагрузку: ношение символов, использование символических цветов, символическое зажигание огней, свечей и т. п.
  5. Психологическое давление на отдельных лиц: «преследование по пятам» официальных лиц, вахты и бдения и т. п.
  6. Театрализованные акции
  7. Процессии, марши, автопробеги.
  8. Общественные собрания: символические похороны, семинары и т. п.
  9. Отказ от сотрудничества: бойкот, отказ от общения, бойкот обязательных государственных ритуалов и т. п.
  10. Отказ от экономического сотрудничества: бойкот потребителей и продавцов, массовое снятие вкладов и т. п.
  11. Различные формы забастовок и экономического саботажа.
  12. Отказ от политического сотрудничества: бойкот выборов, отказ распустить существующие институты и т. п.

Для каждого случая необходимо выбирать наиболее эффективную форму протеста. Эффективность, задаваемая целями акции протеста, может определяться рядом факторов. Если цель — привлечь внимание, важно чтобы акция протеста стала информационным поводом.

Если цель — изменить отношение к чему либо, то лучше выбирать символические акции протеста, карикатуры и театрализованные акции могут «демонизировать» политика, книги и семинары помогают изменить оценку события или деятельность кого либо.

Если цель — повлиять на власть, то акция протеста может демонстрировать силу и решимость участников, быть массовой и радикальной. Другой вариант — бить по наиболее болезненным местам власти: забастовка ведет к экономическим потерям, бойкот выборов подрывает легитимность действующей власти, «преследование по пятам» или «принуждение к диалогу» может сделать невозможным выполнение своих обязательств чиновниками.

Юридическая сторона вопроса

Часть форматов проведения акций протеста вполне укладывается в законодательное поле. Часть — напрямую регулируется действующим законодательством, и еще часть — впрямую нарушает закон.
Такие формы проведения, как семинары, выпуск книг или открытые обращения к действующим властям, подписанные видными деятелями культуры и искусства, не нарушают законодательства и не регулируются законодательством. Нарушение может быть только в том случае, если в обращениях будут призывы, расцененные как экстремистские, призывающие к национальной розни и т. п.

Напрямую регулируется проведение таких форм акций протеста, как забастовки, митинги, шествия, пикеты. Закон оговаривает форму и сроки уведомления о месте и времени проведения акции протеста, количестве участников и ряд других моментов.
Впрямую нарушают закон такие акции протеста, как самосожжение, перекрытие доступа к месту работы и т. п.

Организационная сторона вопроса

Акции протеста могут быть стихийными, а так же различаться по степени организованности — начиная от самоогранизации с помощью социальных сетей и заканчивая высокой степенью организации с наличием оргкомитета. Крайним вариантом можно признать акции протеста, используемые в качестве политтехнологии: в данном случае даже участие в акции протеста может быть оплаченным.

Видео с пикета, проводимого в рамках «Стратегии-31»

Участники пикета ставят своей задачей привлечь внимание к факту ограничения свободы собраний в России.

Акция протеста как технология

Для того, чтобы добиться нужного решения от власти, надавить на конкурентов или в ходе предвыборной кампании политики или бизнесмены прибегают к организации акции протеста в качестве политической технологии. В этом случае организацией акции протеста занимаются профессиональные политконсультанты и политменеджеры, а само едро протестующих составляют специально нанятые для этого участники, которые получают деньги за свое участие в акции протеста.

О том, проплачена акция протеста или нет, можно судить по ряду признаков. В проплаченной акции протеста участвует небольшое число участников, ведь каждый участник стоит денег. Но известны достаточно многочисленные акции, организованные «Единой Россией» или движением «Наши». Энтузиазм и решимость участников проплаченных акций как правило ниже, чем энтузиазм непроплаченных. Зачастую они даже не знают цели акции протеста. Еще одним признаком акции протеста, используемой в качестве политтехнологии, является организованный подвоз участников на автобусах.

На видео: участники митинга 12 декабря 2011 г. в поддержку «Единой России»

О том, что акция используется как политическая технология говорит то, что многие участники не знают цели митинга, некоторые прямо говорят, что их принудили прийти на нее.

Похожие статьи:

  • Если б жил я в Сочи, за Немцова бы не голосовалЕсли б жил я в Сочи, за Немцова бы не голосовал Почему, собственно, я отказываюсь поддержать, хотя бы даже морально, одного из лидеров […]
  • агитатор, агитацияМитинг Митинг (англ. meeting — собрание) — массовое публичное собрание в определенном месте и в […]
  • Аналитические стратегииАналитические стратегии Аналитические стратегии —комплекс стратегий, разрабатываемый по результатам анализа […]
  • агитатор, агитацияПолиттехнологии Коммуникативная дисциплина, объединяющая в себе набор методик, техник, приемов и […]
  • РекламаРеклама Часть маркетинговых усилий коммерческих фирм, направленных на активное продвижение на […]

1 Comment

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.