Дискурсная модель коммуникации

Модель коммуникации, подчеркивающий контекстуальные особенности распространение информации. Модель предложил Джон Фиск в своей работе «Телевизионная культура». Дискурс он рассматривает как основу коммуникации, поскольку дискурс является коммуникативным событием. Сам же дискурс Дж. Фикс определяет так:

Дискурс = предмет обсуждения +социальная ситуация + идеология

Поэтому при анализе дискурса важно ответить на следующие вопросы: «о чем идет речь (предмет)?», «почему начался разговор (контекст)?» и «каких взглядов придерживаются говорящие (идеология)?».

Важным моментом является так же то, что дискурс конструируется для других и в присутствии других. Поэтому дискурс всегда ориентирован на других и требует от автора и от других понимания социальной ситуации (практическое знание по терминологии Энтони Гидденса) и знаний по организации и функционированию общества (дискурсивное знание по Э. Гидденсу).

Наибольших результатов в изучении дискурса как коммуникативного события добилась французская школа анализа дискурса. Основной акцент в исследованиях ее представителей был сделан на изучении условий производства дискурса. При этом изучались как сами контексты (производство дискурса в конкретных социально-исторических ситуациях), так и правила производства дискурса (идеология).

Еще одно важное положение, следующие из анализа дискурса – непрозрачность коммуникации. Классические теории языка делали акцент на содержании: «что хотел сказать автор?», при этом считалось, что мысль от автора до адресата доходит «без искажений», то анализ дискурса по-иному взглянул на природу коммуникации: коммуникация вносит свои «искажения» в содержание сообщения, в содержании сообщения «содержатся» следы коммуникации... М. Маклюэн выразился радикально: «средство (коммуникации) и есть сообщение».

Похожие статьи:

  • Паблик рилейшнзПаблик рилейшнз теория и практика управления коммуникациями между субъектом пиара и его окружением. […]
  • Предвыборный словарьИнтегрированные маркетинговые коммуникации Интегрированные маркетинговые коммуникации (анг. IMC, Integrated Marketing […]
  • ПиарПиар Пиар — теория и практика управления коммуникациями между субъектом пиара и его […]
  • Мастер PRPR PR (аббревиатура public relation, от англ. публичная деятельность) — теория и практика […]
  • Public relationPublic relation Public relation (от англ. публичная деятельность) — теория и практика управления […]

3 Comments

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.