Контент-анализ

Контент-анализ — метод анализа текстов, использующий перевод в количественные показатели содержания текста в самом широком смысле для дальнейшей их статистической обработки и исследования. Используется как один из методов документального исследования.

Контент-анализ начинается с процедуры квантификации: выделения смысловых единиц, которые и подсчитывают и анализируют в дальнейшем. в качестве смысловых единиц могут быть:

  1. Фамилии политиков или названия партий и избирательных объединений. в итоге можно получить «индекс цитирования» — частоту употребления фамилии политика. По этому индексу можно судить об активности политика.
  2. Понятия, выраженные в отдельных терминах. Это могут быть такие понятия как «выборы» и «избирательная кампания», «зарплата», «пенсия», «демократия» и т. д. К примеру, на основании этого анализа можно дать объективную, количественную оценку программе кандидата: ориентирована она больше на социальные ценности или демократические.
  3. Тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п. По количеству статей и их размеру можно составить «повестку дня». Чем чаще упоминается тема, чем больше площадей или времени ей отводят в СМИ, тем сильнее ее актуализация в общественном сознании.
  4. Апелляция к потенциальной аудитории («уважаемые пенсионеры» или «молодое поколение страны»). На основании этой информации можно делать выводы о позиционировании себя политиком или партией.
  5. Аппеляции к определенным ценностям (справедливости, разумности, добру...), к нравственным нормам и стремлениям обустроить жизнь лучшим образом и т. д.

На втором этапе контент-анализ определяются единицы счета. В качестве единиц счета могут быть:

  1. Слово в различных склонениях. Может включать в себя и синонимы. Например, можно считать количество раз употребления в тексте слова «Путин». Естественно, мы включаем в счет все склонения: «Путина», «Путину», «Путиным», Путине». При определенных условиях можно включить и слова-синонимы, местоимения и прочие замены. в зависимости от контекста в счет можно включить «он», «его», или «Президент» и «глава государства».
  2. 1.Части текста или статья целиком. В данном случае можно кроме частоты считать еще и размер статьи: площадь в квадратных сантиметрах (для печатных статьей), длительность в минутах и секундах (для радио и ТВ), количество слов или знаков.

Цели контент-анализа, как и любого другого социологического исследования могут быть двух видов: описательные и прогностические.

В качестве описательных задач контент-анализа могут быть названы такие, как выявление «повестки дня», описание идеологии и программы кандидата и избирательного объединения, их позиционирования. Может быть так же оценка эффективности работы предвыборного штаба, эффективность информационной политики, выявление мнение избирателей и «лидеров мнений» как о самих партиях и кандидатах, так и о ходе выборов.

В качестве прогностических задач контент-анализа может выступать прогноз поведения предвыборного штаба, кандидатов, прогноз хода и исхода выборов.

Похожие статьи:

1 Comment

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.