Массовый опрос

Массовый опрос — метод социологического исследования, целью которого является выяснить отношение всего социума либо какой-то социальной группы к тому или иному предмету, инструментом сбора данных – анкета, заполняемая респондентом или интервьюером. Характерной особенностью массового опроса является достаточно большая выборка (см. «Выборка»), которая накладывает определенный отпечаток на собираемую информацию: исследователя интересуют в первую очередь количественные данные.

Массовый опрос – самый дорогостоящий метод исследования общественного мнения и общества, но данный метод позволяет получить очень обширную информацию об общественном мнении, стратификации общества, взаимодействии различных факторов и т. д. Методологически требует хорошей проработки анкеты, правильно построенной выборки и квалифицированного анализа данных. Для анализа используют математический аппарат статистики и некоторых других дисциплин, достигший в последнее время достаточной гибкости: непараметрическая статистика, нечеткая логика, нейронные сети, статистика нечисловых объектов и т. п.

Впрочем, метод не лишен недостатков. Главный из них – формализованная анкета задает жесткие рамки исследованию. Можно выстроить иерархию социальных проблем, выявить факторы, на них влияющие, но среди проблем будут те, которые перечислил в анкете аналитик. Для того чтобы устранить этот недостаток, необходимы предварительные (пилотажные) исследования, использующие, по возможности, другие методы исследований.

Как правило, для опроса применяют метод интервью «лицом к лицу», но возможны и телефонные опросы. Правда, при всей их дешевизне, их используют редко. При телефонном опросе «плывут цифры» (трудно добиться точных результатов), да и анкету большой не сделаешь (ограничено время опроса). Третий метод – почтовые опросы, но в политике их не применяют: слишком долго собирать анкеты, малый отклик (то есть возвращается малое число анкет), необходимы меры стимулирования для того, чтобы респонденты высылали анкеты обратно. Чаще всего телефонные и почтовые опросы применяют для контроля над работой интервьюеров по методу «лицом к лицу».

В практике политического консультирования используется два вида опросов, которые условно можно назвать «дорогой социологией» и экспресс-опросами. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки. Экспресс-опросы дешевы, оперативны, но позволяют выявить ограниченное число факторов (классическую тройку «известность – рейтинг – антирейтинг», к примеру). Их можно проводить каждый день в последние две недели кампании, получая «горячие» данные о рейтингах кандидатов.

Основные признаки экспресс-опроса:

  • Общеокружной или территориальный характер опроса;
  • Отбор из генеральной совокупности всех лиц, имеющих право голоса;
  • Среднее число распондентов в одном опросе – около 400 человек;
  • Случайный характер выборки;
  • Сплошной метод отбора респондентов (опрашивают всех подряд);
  • Использование стандартных анкет;
  • «Закрытый» характер вопросов;
  • Сбор агрегированных данных (каждое наблюдение не соотносится с конкретным индивидом в выборке).

Иными словами нанимается три-четыре интервьюера, составляется простенькая анкета и интервьюеры методом сплошного прочесывания опрашивают избирателей в наиболее людных местах: людные улицы, рынки и магазины и т. п.

Классический стандарт проведения опросов в рамках «дорогой социологии» был разработан в тридцатых годах американским социологом Дж. Гэллапом. Опросы давали превосходные результаты (погрешность не превышала 0,4%), в случае двух кандидатов на пост Президента США. При появлении третьего кандидата точность предсказаний резко падала – погрешность уже была более трех процентов. Метод достаточно дорог, и невозможно получить оперативную информацию. к сильным сторонам относится возможность расширенного интервью и возможность более глубокого анализа данных благодаря тому, что каждый ответ можно соотнести с конкретным респондентом.

Основные признаки массового опроса, проведенного по гэллаповскому стандарту:

  1. Общеокружной характер опроса;
  2. Отбор из генеральной совокупности всех лиц, имеющих право голоса;
  3. Среднее число респондентов в опросе – около 1000 человек (в гэллаповских опросах принимало участие около 2200 респондентов);
  4. Квотный или случайный характер выборки;
  5. Маршрутный характер отбора респондентов;
  6. Использование стандартизированных анкет;
  7. «Закрытый» характер вопросов, но возможно использование и небольшого числа открытых вопрсов;
  8. Сбор индивидуальных, неагрегированных данных (каждое наблюдение соотносится с конкретным индивидом в выборке).

Три ключевых вопроса, которые необходимо решить при планировании массового опроса: размер выборки, метод построения выборки и метод опроса.

Возможно использование массового опроса как технологии агитации, т. н. формирующие опросы (см. «Формирующие опросы»).

Похожие статьи:

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.