Мобилизованность

Степень устойчивости политических предпочтений сторонников политика от воздействия различных факторов.

Высокая мобилизованность избирателя означает, что он готов голосовать только за этого политика, и ни за кого другого. Дело в том, что выбор в пользу того или иного политика сделан не «раз и навсегда», а может колебаться между различными кандидатурами. Избиратель в ходе предвыборной кампании обдумывает свой выбор, и чаша весов может колебаться в ту или иную сторону. С утра он «за Ельцина», а к вечеру – «за Зюганова». Другая возможная интерпретация мобилизованности – отношение показателя доверия к политику к его рейтингу.

Мобилизованный электорат – это опора любого кандидата, но прирост рейтинга идет за счет немобилизованного или слабомоблизованного электората – именно на них в первую очередь рассчитано агитационное воздействие, в их сознании чаша весов должна склониться в пользу «своего» кандидата. С другой стороны, чем выше значение мобилизованности, тем меньше потенциал для роста, тем меньше возможностей для «технологического» подъема рейтинга.

Высокие значения мобилизованности характерны для крупномасштабных выборов, в которых участвуют хорошо раскрученные и известные политики. На таких выборах (где много мобилизованных избирателей) удается получить наиболее точные прогнозы результатов голосования. На маломасштабных выборах, наоборот, дать точные предсказания результатов очень и очень нелегко.

Рисунок «Структура мобилизованности»

Гистограмма, иллюстрирующая структура мобилизованности электората

Структуру мобилизованности разберем на примере, приведенном на рисунке «Структура мобилизованности». На нем представлена структура мобилизованности действующего мэра одного из небольших городов Свердловской области накануне выборов (осень 2001 года).

Единственный или безальтернативный выбор – это те избиратели, которые проголосуют только за этого кандидата и ни за кого другого (в приведенном примере – это 50,4% от всех избирателей округа). Если кандидата не будет в бюллетене (снимут с регистрации накануне выборов, к примеру), то они или вообще не пойдут голосовать или будут голосовать против всех.

Первый выбор значит, что избиратель, скорее всего, проголосует за данного кандидата, но рассматривает как возможные и другие кандидатуры. Поэтому если кандидата не будет в бюллетене, или же вскроются какие-то порочащие его факты, то избиратель вполне может проголосовать за другого кандидата. в нашем примере таких избирателей около 20% (15%+1,5%+3,0%).

Допустимый выбор – данного кандидата избиратель рассматривает как возможного, за кого он будет голосовать, хотя проголосует, скорее всего, за кого-то другого: другой кандидат для избирателя является «первым выбором». Таких избирателей в нашем примере около 30% (1,5%+0,8%+6,0%+21,8%). При правильной работе чашу весов можно склонить и в пользу данного кандидата.

Основной акцент в агитации должен быть сделан именно на тех, для кого кандидат является допустимым выбором. Мобилизованные избиратели и так проголосуют за тех, за кого уже решили (в том числе и за кандидатов-соперников). Вторая по стратегической важности группа избирателей – это те, для кого кандидат – первый выбор. Агитация в отношении них должна носить «профилактический» характер, то есть необходимо постоянно им напоминать, что кандидат – лучший выбор.

Недопустимый выбор – то же, что и антирейтинг. Ни при каких условиях избиратель не будет голосовать за данного кандидата (на рисунке не отражен).

Как видно из примера, у действующего мэра очень хорошие позиции. Даже при крайне успешной работе соперников практические не возможно «уронить» рейтинг ниже 50%. Дело в том, что избиратели, как правило, игнорируют всю информацию, которая противоречит их убеждениям (см. «Модель привратника»), а в случае с мобилизованным электоратом это значит, что избиратели игнорируют любую негативную информацию о их кандидате. Следовательно, контр-пропаганда против действующего мэра неэффективна.

Похожие статьи:

  • Брег слепыеРисковые стратегии Стратегии, направленные не на уменьшение рисков ситуации, а на увеличение рисков. Другой […]
  • ПиарПиар Пиар — теория и практика управления коммуникациями между субъектом пиара и его […]
  • Паблик рилейшнзПаблик рилейшнз теория и практика управления коммуникациями между субъектом пиара и его окружением. […]
  • Мастер PRPR PR (аббревиатура public relation, от англ. публичная деятельность) — теория и практика […]
  • Public relationPublic relation Public relation (от англ. публичная деятельность) — теория и практика управления […]

4 Comments

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.