Модель множественного воздействия

Модель коммуникации, делающая акцент на том факте, что в массовой коммуникации может быть несколько источников сообщений и множество адресатов.

Практически все модели коммуникации явно или неявно подразумевают диалогический характер коммуникации, то есть подразумевается, что коммуникация происходит в условиях «один источник – один адресат».

Если же говорить о массовой коммуникации, и, тем более, об предвыборной агитации, то такие условия не реализуемы. И источников, как правило, больше, да и адресатов тоже. Модель, в которой бы учитывалось множественность адресатов мы рассмотрим в статье «Социетальная модель коммуникации», сейчас же мы рассмотрим особенности коммуникации в условиях множественности источников коммуникации (см. рис. «Модель множественного воздействия»).

Рисунок «Модель множественного воздействия»

Модель множественного воздействия

В условиях, когда за внимание избирателя борются несколько источников (предвыборных штабов) на первый план выходит проблема селекции информации адресатом: каждый избиратель вырабатывает свои стратегии фильтрации информации, ее маркировки, выстраивает свои иерархии доверия источникам информации (кому из источников можно доверять больше, а кому – меньше) и т. п.

В ситуации наличия нескольких источников активность одного из них меняет контекст восприятия сообщений других источников. к примеру, важность и актуальность информации определяется «повесткой дня», следовательно активная работа штабов по созданию своей «повестки дня» может, образно говоря, вынести программу кандидата на первые полосы газет, а может сделать так, что кандидат с его взглядами канет в небытие.

Кроме изменения актуальности программных заявлений кандидата, изменение контекста может изменить оценку программы избирателями.

Еще один вариант изменения контекста сообщений – подрыв доверия к источнику. Контр-работа штабов может привести к тому, что избиратели перестанут верить кандидату, воспринимать его слова и программные заявления как попытку манипулирования общественным мнением.

Похожие статьи:

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.