Подходы к определению социальных групп

Ряд социологических процедур целью которых является дифференциация социума или генеральной совокупности.

Первый и наиболее очевидный подход к определению социальных групп (см. «Социальные группы») — географический. Люди объединяются в группу по месту жительства — это может быть деление на нации или по принципу гражданства, противопоставление городских и сельских жителей, избирателей одного округа и т. п. И сколь необходимым является деление по географическому признаку, столь и не достаточным, поскольку по географическому принципу мы определяем чаще всего генеральную совокупность: нам интересно различие в поведении избирателей одного округа.

Одна из традиций, распространенная в американской социологии, восходит к Питириму Сорокину. Деление в этом случае отражает социальную стратификацию, расслоение общества на группы с различным социальным статусом. Статус любого человека, а, следовательно, и его принадлежность к той или иной группе, определяется четырьмя признаками: власть, образование, доход и престиж. Иногда специально выделяют подход к группированию с точки зрения занимаемого общественного положения.

Другая традиция принята в политологии. Общество делят по политическим пристрастиям, то есть в зависимости от того, какие партии и движения поддерживает избиратель. В российской политической социологии в обществе выделяют группы по различному отношению к получаемым доходам — бюджетники и социальная сфера, пенсионеры, военнослужащие и т. п. Кроме «поддержки» партий, возможен более узкий и специализированный подход по принципу членства в той или иной организации.

Есть традиция деления по биологическим признакам — по полу и возрасту. Но, несмотря на всю кажущуюся объективность такого деления, и в социально-демографических характеристиках присутствуют социальные признаки. Поведение человека в восемнадцать и двадцать три года отличается больше, чем поведение в шестьдесят восемь и семьдесят три, несмотря на то, что и в том и в другом случае разница в объективно равные пять лет. К социально-демографическому делению еще обычно добавляют уровень образования и, реже, доход.

Более продвинутым кажется психографический подход к определению групп. В данном случае основой деления являются психологические, поведенческие различия, различия в установках. В литературе по маркетингу данный подход известен под аббревиатурой VALS. Но и у этого подхода есть свои подводные камни. Кажется, что психографические характеристики являются причиной поведения и статуса, но на деле все не так просто. Зачастую статус и поступки откладываются в сознании человека в качестве установок, повседневных стратегий поведения и т. п.

Есть еще один способ определения групп, полезный на практике, — выделять наиболее авторитетных людей. Их еще называют «скрытой властью» или «лидерами мнений».

Возможен и аналитический вариант деления на социальные группы. В этом случае группы будут формироваться в ходе обработки данных социологического опроса с помощью процедур кластеризации. Цели такого деления могут быть различными: выделить группы со схожим политическим поведением, или, наоборот — с наиболее различающимися ценностными установками, или группы, внутри которых наибольшая плотность коммуникаций.

Похожие статьи:

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.