Политический консультант

Политический консультант — специалист, привлеченный для организации и проведения избирательной компании. Как правило, политическими консультантами называют «сторонних» консультантов, тех, кто профессионально занимается избирательными компаниями, и не является человеком из окружения политика. Само собой, что это не исключает организацию предвыборной компании людьми из этого окружения, «своими силами» так сказать (такой вариант более характерен для кандидатов, делающих ставку на административный ресурс).

Первый вопрос, которого бы хотелось коснуться — это вопрос о роли и месте нанятого политконсультанта в выборном процессе. Есть несколько концептуальных подходов к этому вопросу.

Первый предложен уральской школой политического консультирования. Согласно этому подходу главное лицо избирательной компании — сам политический консультант. Корректнее его даже называть политтехнологом. Именно он является инициатором всех действий предвыборного штаба и кандидата, он — вершина пирамиды, ее мозг и двигатель. Кандидат — фигура подчиненная, один из элементов стратегии политконсультанта. Кандидату отведены строго определенные функции в этой стратегии. И именно политконсультант решает, стоит ли кандидату встречаться с избирателями, выступать в телевизионном эфире или нет. А если да — то что при этом говорить. Понятно, что от кандидата требуется гибкость и податливость. Такой взгляд на роли консультанта и кандидата наиболее соответствует популистским взглядам кандидата (лучше, чтобы у кандидата вообще не было «политической истории»), хорошо ложиться на концепции политического маркетинга (имидж кандидата, как упаковка товара, формируется «маркетологом»-консультантом). Критики такого подхода (да и не только критики) говорят о выборах «без кандидата». К достижениям этого подхода можно отнести филигранную работу с общественным мнением, удачные стратагемы манипулирования общественным мнением.

Согласно другому взгляду, политический консультант — это советник и советчик политика. Главная задача политконсультанта — дать раскрыться политику, полностью реализовать себя и свои идеи. Консультант — это поставщик идей ко двору «кандидата», его тренер (в смысле психологических тренингов). Критики этого направления справедливо указывают на игнорирование представителями этого подхода главного действующего лица выборов — игнорирование избирателя. Приверженцы переносят концепции индивидуальной работы и на электорат. Другой недостаток — слабость стратегического мышления. Однако, можно возразить, что с «утончением» и совершенствованием избирательных технологий необходимо будет учитывать и психологические особенности электората, и самого кандидата.

Существует и третья точка зрения на роль политконсультанта в избирательной кампании, как на простого исполнителя, на менеджера кампании. Мол, кандидат и заказчик сами хорошо знаю что и как надо делать. Просто у них нет времени на организацию кампании, поэтому они нанимают стороннего исполнителя собственной воли.

Следующая тема, на которой мы остановимся — это вопрос о том, кто лучше — нанятый «сторонний» политический консультант или свой человек из ближнего окружения. «Свой» конечно, лучше знает кандидата, да и оснований до последнего отставать интересы кандидата (быть ему преданным) у него больше. Однако у «наемника» есть свои преимущества — он лучше владеет технологиями, в курсе всех «модных новинок» в этой сфере. Словом, это противостояние можно сформулировать как: что лучше, профессиональная армия или рекруты. Рост дифференциации в сфере разделения труда, повышения профессиональных требований к организации избирательных кампаний склоняют чашу в сторону «наемников».

Другой вопрос — местный политический консультант или «варяг». У каждого варианта так же есть свои плюсы и минусы. Местный, конечно, «варится» во всей местной политической жизни, лучше осведомлен о ее тонкостях, о ее истории, о ее персоналиях. Однако чаще всего он «варится в собственном соку», ему не хватает остраненной точки зрения, взгляда со стороны. «Варяг» же, чаще всего, обладает личным опытом проведения выборов в разных регионах, потому местная специфика «бросается в глаза». Да и профессиональный уровень «варяга» выше — работа «на чужой территории» позволяет участвовать в большем количестве компаний, да и новых «фишек» он знает больше.

По профессиональной специализации политконсультантов принято делить на политических менеджеров, коротко называемых «орговиками», «оргами» (тех, кто все организует) и «идеологов» (тех, кто все придумывает). В среде политконсультантов бытует мнение, что количество грамотных идеологов в стране исчисляется несколькими десятками, быть может сотней, а вот количество «оргов» больше на два, а то и на три порядка.

Похожие статьи:

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.