Политический вес

Свойство субъекта политики, которое отражает его влияние на политическую или социальную жизнь, на поведение других политиков.

В ельцинские времена политиков с большим политическим весом стали называть политическими «тяжеловесами». Политический вес является сложным феноменом, состоящим из нескольких пластов.

Структура этого феномена повторяет, с одной стороны, структуру аудиторий, составляющих общество — это и обыватели (избиратели), и лидеры мнений (в первую очередь журналисты и публицисты), и элита (экономическая и политическая). В данном контексте важны ответы на вопросы: у каких аудиторий политик пользуется бóльшим авторитетом? Какие аудитории проявляют бóльший интерес к его деятельности? На какие аудитории больше его влияние и т. п.?

С другой стороны, структура феномена «политический вес» повторяет структуру социальности. То есть учитывает такие структурирующие социальность феномены как легитимность (имеет ли право данный политик или кандидат на политическую власть?). Третий слой учитывает личностные характеристики политика и кандидата. Среди них необходимо назвать харизму и стратегии поведения в различных ситуациях (в первую очередь в условиях кризисов и способность в этих условиях действовать эффективно).

Для большей конкретизации понятия «политический вес» выделим четыре фактора этого политического веса: рейтинг, авторитет, легитимность, способность «производить новости».

Рейтинг сам по себе составное понятие, зависящее от уровня известности (не может же быть рейтинг больше известности), антирейтинга политика и кандидата. На рейтинг оказывают влияние мобилизованность электората, его психографические характеристики. Следует отметить, что любовь народная непостоянна, и что, как писал Н. Макиавелли, «опираться на народ то же самое, что строить на песке». Словом, рейтинг — самая непостоянная и ненадежная составляющая политического веса. Положительное влияние на рейтинг, его рост и стабильность влияют харизма политического лидера, его кредитность.

Авторитет политика среди элит означает его поддержку экономическими, политическими и партийными элитами. Эта поддержка выливается во время предвыборных баталий в ресурсы кандидата: избирательный фонд, административный ресурс и т. п. Во многом авторитет зависит от уменья «набирать очки» (во время тех же избирательных кампаний). С другой стороны авторитет обеспечивается большим количеством личных связей, «близостью к телу» ключевых политических фигур и т. п. Немаловажен и политический опыт.

Способность «производить новости». Значение способности политика быть ньюсмекером станет ясно, если мы вспомним двухуровневую модель коммуникации. Политик-ньюсмекер является постоянным источником информационных поводов, а значит всегда является объектом интереса журналистов и редакторов (лидеров мнений). К тому же информационные поводы, в центре которых находится политик, активно обсуждаются «на кухнях», т.е. являются темой устных коммуникаций обывателей и избирателей.

Легитимность. Когда мы говорим о легитимности, мы имеем в виду не столько юридическую или нормативную сторону дела. Речь идет о признании общественным мнением права за тем или иным человеком быть политиком, влиять на судьбы других людей и согласие ему подчинятся. Легитимный политик — это не столько политик, соответствующий юридическому порядку, сколько политик соответствующий порядку вещей, как он видится общественному сознанию. В связи с этим легитимность — не причина наличия или отсутствия политического веса, а его условие. Здесь вполне будет уместна ссылка на М. Вебера, считавшего, что существует три вида господства — харизматический, рациональный и традиционный. Поэтому политический вес политика или кандидата увеличивается, если он обладает харизмой, если в спокойные годы он уже находится у власти или различным группам и группировкам он представляется наиболее приемлемой фигурой на властном посту. Легитимность следует отнести к сдерживающим факторам, ограничивающим рост рейтинга. Если избиратель и признает право того или иного кандидата заниматься политикой, то это еще не значит, что его рейтинг будет расти. Но если избиратель не считает кандидата человеком, который может занимать руководящий пост, то никаких ресурсов может не хватить для того, чтобы его рейтинг вырос.

Похожие статьи:

  • Если б жил я в Сочи, за Немцова бы не голосовалЕсли б жил я в Сочи, за Немцова бы не голосовал Почему, собственно, я отказываюсь поддержать, хотя бы даже морально, одного из лидеров […]
  • Наполеон БонапартХаризма Необычные, сверхординарные свойства, приписываемые личности, вызывающие преклонение […]
  • Предвыборная дипломатияПредвыборная дипломатия Концепция проведения избирательной кампании, согласно которой главная задача кандидата […]
  • Паблик рилейшнзПаблик рилейшнз теория и практика управления коммуникациями между субъектом пиара и его окружением. […]
  • ПиарПиар Пиар — теория и практика управления коммуникациями между субъектом пиара и его […]

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.