Пропаганда

Коммуникационная дисциплина, рожденная еще в Средние века, с целью продвижения определенного комплекса идей и идеологий, в первую очередь связанных с католицизмом. По сравнению с более «молодыми» коммуникационными дисциплинами (реклама, пиар, избирательные технологии), пропаганда признается более «жестким» способом коммуникации.

Пропаганда прибегает к таким методам работы с общественным сознанием, как цензура, ритуализация, контроль над всеми сторонами жизни человека. Для пропаганды также характерны монологичность и отсутствие обратной связи. Поэтому пропаганда считается более характерной для тоталитарных обществ. Для ее эффективного осуществления необходима монополия на информационное пространство.

Пропагандистские машины отличаются друг от друга по используемым в них технологиям, в них применяемым, по форме легитимности, на которую они опираются. Очевидно, что средневековая пропаганда была освящена божественным авторитетом и опиралась (и поддерживала) авторитет наместников бога на земле — Папы и священников. Обязательной частью церковной пропаганды был контроль жизни подопечных (воскресная проповедь, благословение перед началом любого дела, освящение церковью начинаний и т. п.), основным инструментом были опять же проповеди.

Отличались также пропагандистские машины советской и фашистской диктатур. Советская машина опиралась на контроль жизни советских людей. И даже можно сказать, что контроль жизни был более важной задачей, чем пропаганда. Поэтому важными сторонами были ритуализация жизни, насилие, организация жизни «с нуля» (перемещение огромных масс людей в лагеря, из деревень в города, высылка за границу и т. п.). Гитлеровская же пропаганда была самоцелью — Гитлер пришел к власти вполне мирными методами, пользовался огромной поддержкой населения. В него верили как с мессию и М. Хайдеггер, и К. -Г. Юнг. Гитлеровская пропаганда была более зрелищна, более театрализованна, более публична (то есть в большей степени обращена к публике).

Гитлер в своей книге «Майн кампф» выделяет шесть основополагающих принципов пропаганды:

  • пропаганды много не бывает: «чтобы память масс усвоила хотя бы совершенно простое понятие, нужно повторять его перед массой тысячи и тысячи раз». С пропагандой человек должен сталкиваться постоянно, в каждой точке пространства и в каждый момент времени.
  • «Ее уровень должен исходить из меры понимания, свойственной самым отсталым индивидуумам из числа тех, на кого она хочет воздействовать… Она должна быть максимально проста.» То, что понятно рабочему — понятно и профессору, но все, что понятно профессору, понятно и рабочему. К тому же простым и очевидным вещам практически невозможно оказывать интеллектуальное сопротивление. Их опровержение требует выстраивания сверхсложных интеллектуальных схем.
  • Пропаганда должна быть однообразна, «должна ограничиваться лишь немногими пунктами и излагать эти пункты кратко, ясно и понятно, в форме легко запоминающихся лозунгов».
  • Пропаганда должна быть «однозначна»: «тут нет места тонкой дифференциации. Народ говорит «да» или «нет», он любит или ненавидит. Правда или ложь! Прав или не прав! Народ рассуждает прямолинейно».
  • «Пропаганда должна воздействовать больше на чувства и лишь в небольшой степени на так называемый разум…, чем меньше научного балласта в нашей пропаганде, чем больше обращается она к чувству толпы, тем больше будет успех».
  • Пропаганда должна быть шокирующей. «В начале войны казалось, что пропаганда безумна в своей наглости, затем она начала производить только несколько неприятное впечатление, а, в конце концов, все поверили ей… чем чудовищнее солжешь, тем скорее тебе поверят. Рядовые люди скорее верят большой лжи, чем маленькой. Это соответствует их примитивной душе. Они знают, что в малом они и сами способны солгать, ну а уж очень сильно солгать они постесняются. Большая ложь даже просто не придет им в голову. Вот почему масса не может себе представить, чтобы и другие были способны на слишком уж чудовищную ложь… И даже когда им разъяснят, что дело идет о лжи чудовищных размеров, они все еще будут продолжать сомневаться и склонны будут считать, что вероятно все-таки здесь есть доля истины… Солги посильней и что-нибудь от твоей лжи да останется.»

Похожие статьи:

  • ПиарПиар Пиар — теория и практика управления коммуникациями между субъектом пиара и его […]
  • Паблик рилейшнзПаблик рилейшнз теория и практика управления коммуникациями между субъектом пиара и его окружением. […]
  • Другая рекламаДругая реклама Представим себе, что Пепси-Кола (или Кока-Кола) объявляет на мировой пресс-конференции с […]
  • Коммуникативные дисциплиныКоммуникативные дисциплины Ряд теоритических и прикладных дисциплин, исследующих процесс коммуникации как предмет […]
  • Мастер PRPR PR (аббревиатура public relation, от англ. публичная деятельность) — теория и практика […]

1 Comment

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.