Процессуальная модель

Модель коммуникации, учитывающая процессуальность процесса распространения и восприятия информации.

Совершенно очевидно, что для того, чтобы донести агитационное сообщение до избирателя, для того, чтобы это сообщение произвело эффект (изменение установок или убеждений), необходимо время. Этот очевидный факт (времязатратность процесса коммуникации) может иметь принципиальные последствия. Эффект воздействия сообщения на избирателя есть функция времени. Из опыта проведения избирательных кампаний могу утверждать, что максимального эффекта воздействия сообщение достигает через три дня после его обнародования (допустим, через три дня после того, как в округе распространена листовка). А после этого идет изнашивание сообщения.

Этот эффект можно использовать в профилактических целях. Так, Э. Россель месяцев за четыре-пять до губернаторских выборов в Свердловской области в 1999 году дал намек о своих контактах с организованным преступным сообществом «Уралмаш». Понятно, что сразу после этого тема активно муссировалась в СМИ. Зато к началу предвыборной кампании ее новизна и актуальность сошли на нет, и уже не вызвали прежнего резонанса в общественном мнении.

Другое последствие времязатратности процесса коммуникации — ограниченность в возможности быстрого реагирования на действия соперника. Самым быстрым с этой точки зрения являются теле- и радиоэфиры. Но не самыми эффективными. В любом случае между действием соперника и откликом на него проходит некоторое время.

Восприятие также требует и затрат некоторых интеллектуальных ресурсов со стороны избирателя. Поэтому в случае быстрого воздействия необходимо избегать сложных в содержательном плане сообщений, лучше обходиться более простыми сообщениями. Вообще, содержательно сложные сообщения требуют больших затрат ресурсов, более сложных технологий.

Похожие статьи:

1 Comment

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.