Сбор подписей

Процедура, применяемая в ходе политической агитации или выдвижения кандидата, в ходе которой работник штаба собирает подписи избирателей в специальные подписные листы.

У этой процедуры есть два принципиально различных назначения. Первая — сбор подписей, необходимых для регистрации кандидата. Закон о выборах оговаривает две цифры — необходимое число подписей и максимальное число подписей, подаваемое в окружную избирательную комиссию. Число подписей — процент от числа избирателей в округе (как правило, не превышает 3%), а превышение — процент от необходимого числа подписей (как правило, 15%).

Закон о выборах предусматривает две процедуры регистрации. Кроме подписей возможна регистрация по залогу. Кандидаты же предпочитают регистрацию по подписям, поскольку вроде бы как это свидетельствует «о поддержке». Но «подписная» регистрация дает гораздо больше возможностей для злоупотреблений административным ресурсом. Всегда можно признать часть подписей в поддержку фальсифицированными и кандидата не зарегистрировать. Учитывая низкое качество сбора подписей, особенно на крупномасштабных выборах (губернаторские, президентские), многие кандидаты даже не оспаривают это решение. Оспаривать в суде — дело нелегкое — необходимо привести свидетелей, то есть тех, кто поставил свою подпись, в суд. Но и тут есть «обходной маневр».

В Саратове была «обкатана» следующая методика: подписные листы, сданные в избирком, передавались якобы для проверки в областную администрацию, а оттуда — в правоохранительные органы. И по адресам, указанным в подписных листах, шел милиционер и всем задавал вопрос: мол, а Вы почему здесь свою подпись поставили? Вы в тюрьму хотите сесть? После чего давал подписать заранее размноженные заявления о том, что гражданин нигде свою подпись не ставил и о кандидате слыхом не слыхивал.

Второе. Возможно также использование процедуры сбора подписей как технологии агитации за кандидата. Сбор подписей осуществляется в поддержку какой-либо инициативы, исходящей от кандидата, например, за повышение пенсий. Эффектов от применения такой технологии несколько. Во-первых, это одна из форм агитации. Во-вторых, повышается уровень доверия к кандидату: можно говорить избирателю, что «все подписи лягут на стол премьер-министру». К тому же это уже деятельность. В-третьих, это хороший повод для устной агитации, рассказа о кандидате и т. п. При интенсивной работе сбором подписей можно охватить значительную часть избирателей округа.

Похожие статьи:

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.