Харизма

Необычные, сверхординарные свойства, приписываемые личности, вызывающие преклонение перед ней и веру в ее особые способности и возможности.

Среди нескольких типов лидерства, предложенных Максом Вебером, есть один тип, основанный на безусловном доверии к лидеру, на его ярких личностных свойствах. Харизматическими лидерами можно назвать и Иисуса Христа, и Адольфа Гитлера, и Юрия Гагарина, и Иосифа Сталина. К сожалению, литература, посвященная харизме, чаще всего исполнена мистицизма и иррационализма.

Единственное, быть может, не мистическое объяснение этому феномену дает Зигмунд Фрейд в своей работе «Психология масс и анализ человеческого я». З. Фрейд, хоть и не пишет впрямую о харизме лидера, но описываемый им феномен вполне подходит под описание харизмы. По его мнению, харизма — это не набор личных характеристик, а социальный феномен, необходимыми условиями которого являются:

  1. Внешнее принуждение, воздействие на массу. Чаще всего ограничение имеет форму «внешнего принуждения», контроля над поведением со стороны какой-либо организации, как это существует в церкви, в армии или тоталитарном сообществе. Но ограничение может иметь и естественное происхождение — голод, разруха и т.п.
  2. Вождь или верховный лидер, стоящий над массой. Здесь важно, что между лидером и массой существует непреодолимая дистанция. Любого, кто возомнит себя богочеловеком, церковь подвергает остракизму. И то в лучшем случае. Да и быть «парнем из соседнего двора» — достоинство демократических президентов, а не диктаторов.
  3. Чувство родства, чувство локтя среди членов массы. Чувство братства может быть и результатом идеологического воздействия на массы (братья во Христе, братья по оружию, братья по несчастью), и результатом воздействия внешних обстоятельств. Известно, что перед лицом опасности все чувствуют себя равными.
  4. Ограничение нарциссизма, себялюбия у членов массы. Опять же, ограничение это может иметь форму принуждения (одинаковая форма в армии, принцип: «не сотвори себе кумира»), и результатом воздействия внешних обстоятельств. Так, в Германии тридцатых годов прошлого века нарциссизм простых немцев был уязвлен поражением в Первой мировой войне, запретом иметь собственную армию, другими условиями, наложенными странами-победительницами и превратившими немцев в «неполноценную» нацию.
  5. Идентификация лидера с Я-идеалом каждого из членов массы. Понятно, что не любой может стать харизматическим лидером. Для этого он должен воплощать в себе качества «отца нации» или «отца небесного», что опять же не столько отражение свойств личности, сколько имиджа.

При наличии всех пяти условий часть либидо, сексуальной энергии каждого члена массы, посредством механизма перенесения на Я-идеал, переносится на харизматического лидера. К примеру, Борис Парамонов отмечает явный гомосексуальный подтекст любых мужских союзов, к каким относится и армия, и рыцарские союзы.

Среди других рациональных концепций следует отметить концепцию немецкого социального мыслителя Макса Веберу, который и ввел в научный оборот этот термин. По М. Веберу, харизма выступает в качестве одной из основ господства, наряду с традиционной и рациональной формами. Харизматический лидер наделяется массовым сознанием «сверхъестественными, сверхчеловеческими или исключительными способностями», которые дают ему право на власть над людьми. Харизматическое господство предполагает со стороны подвластных выходящую за рамки обыденной личную преданность, мобилизованность, вызванную наличием особого дара или доблести у вождя, и доверие к порядку как его откровению или творению. Словом, М. Вебер делает акцент на экстраординарных способностях лидера и на экстраординарных условиях.

Как нетрудно заметить, в повседневной жизни, в рутинной практике избирательных кампаний слово харизма употребляется в несколько ином смысле. Попытаться еще глубже понять нам может функциональная школа социологии.

Первое, что следует отметить, власть в массовом сознании относится к сакральному миру, отделенному от мира профанного, от повседневности. Это объясняет, между прочим, почему в политической агитации юмор «не работает», оказывается малоэффективным. Политика — это мир сакральный, а юмор — профанный, их миры не перекрещиваются. Отношение же массового сознания к власти замыкается на понятиях невольного уважения, возвышенности темы власти, к сфере долга.

С другой стороны у харизмы много общего с религиозной сферой (именно оттуда пришел сам термин). То есть у харизматического лидера явно или неявно любой ищет ответы на экзистенциальные вопросы: о смысле жизни, о там как устроен мир и о том как он должен быть устроен (не даром среди харизматических вождей было так много утопистов). И опять же эта сфера связана с представлениями о долге, о моральных формах.

Подводя итог всему вышесказанному можно дать несколько практических рекомендаций по «изготовлению» харизмы для кандидата в ходе предвыборной кампании. Во-первых, харизма противостоит традиционной и рациональной легитимности, поэтому не должно быть во время кампании апелляции к этим формам. Необходимо «разогревать» (включить в «повестку дня») темы, касающиеся наиболее уязвленных мест самолюбия и нарциссизма массового сознания. Причем необходимо найти персонифицированную причину этого уязвления, показать насколько сильно эта причина ограничивает свободу людей выступая в форме внешнего принуждения. Эта причина должна объединять людей, порождать в них чувство родства, провоцировать субъектность мысы, как бы сказал О. Матвейчев.

Сам кандидат должен обладать определенным минимумом обаяния. Не обязательно в смысле «приятности в общении». Обаяние может быть и героическим (вспомните А. Гитлера) или трагическим (Г. Распутин). Кандидат должен производить впечатление человека, знающего ответы на все вопросы. Должен много говорить о светлом будущем (создавать утопии), говорить о долге и морали в ультимативной форме, о своей миссии спасти всех и вся. Но при этом должна присутствовать некая тайна, связанная ли с даром политика (дар дарован свыше), с его какими-то экстраординарными способностями и т.п. Только при наличии всех этих условий возможно признание массовым сознанием харизматичности лидера.

Справедливости ради стоит отметить, что нередко под словом харизма подразумевают лишь умение работать на публику, умение общаться «лицом-к-лицу» на больших аудиториях или просто личное обаяние того или иного политика.

Похожие статьи:

  • РекламаРеклама Часть маркетинговых усилий коммерческих фирм, направленных на активное продвижение на […]
  • Если б жил я в Сочи, за Немцова бы не голосовалЕсли б жил я в Сочи, за Немцова бы не голосовал Почему, собственно, я отказываюсь поддержать, хотя бы даже морально, одного из лидеров […]
  • Другая рекламаДругая реклама Представим себе, что Пепси-Кола (или Кока-Кола) объявляет на мировой пресс-конференции с […]
  • Брег слепыеРисковые стратегии Стратегии, направленные не на уменьшение рисков ситуации, а на увеличение рисков. Другой […]
  • Public relationPublic relation Public relation (от англ. публичная деятельность) — теория и практика управления […]

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.