Журналистика

Коммуникативная дисциплина, связанная с производством средств массовой информации (см. «Средства массовой информации»). Как и в любой другой дисциплине, в сфере журналистики есть свои правила, нормы, традиции и стереотипы. Нас же будет интересовать журналистика с точки зрения избирательного процесса. Возможны два полярных типа участия журналистов в предвыборной кампании – в качестве журналиста, работающего на кандидата и в качестве журналиста – стороннего наблюдателя.

Участие журналиста в кампании может быть различным – он может работать в качестве райтера, писать агитационные тексты для агитационно-печатной продукции, для публикаций в СМИ и т.д. Другой вариант – это «скрытая» работа на кандидата.

Официально журналист остается независимым, работающим на СМИ, но при этом в его материалах сквозит тенденция поддержки одного кандидата и критики другого. Такую «заказную» позицию журналист занимает в двух случаях.

В первом – само СМИ принадлежит или финансируется лицом, которое и «заказывает музыку». Допустим, учредителем городской газеты является городская администрация, и редакция занимает официальную позицию поддержки действующего мэра на выборах. Чаще всего перед такими редакциями ставятся «елейные» задачи: хвалить «своего» кандидата, рассказывать о нем и т.п.

Другой вариант можно назвать «вариантом Доренко» – не обязательно контролировать все СМИ, достаточно контролировать одного журналиста. Самая распространенная форма использования таких журналистов – «мочить» соперников. Вспомните сезон Доренко на первом канале накануне выборов в Государственную Думу в декабре 1999 года. Главной темой его авторской программы было «мочить» Лужкова.

Возможен также и третий вариант сотрудничества – разовое размещение в СМИ заказных материалов («джинсы»: см. «Заказные публикации»).

Независимые журналисты, которые нас интересуют – это политические обозреватели. Их менталитет и психологию, а также особенности производственного цикла в СМИ необходимо учитывать в двухуровневой модели коммуникации, когда журналисты выступают в качестве лидеров общественного мнения.

Насколько можно судить, российские и западные журналисты и обозреватели в отношении освещения событий придерживаются в каком-то смысле противоположных точек зрения. Западные журналисты всерьез обеспокоены проблемами объективного освещения событий, вопросами независимости журналиста и т. д. Российские же журналисты, похоже, уже рождаются с мыслью о том, что невозможно объективное освещение событий. Откуда незамедлительно делается вывод, что каждый из журналистов занимает «зависимую» позицию, «льет воду на чью-то мельницу». И поиск журналистом своей позиции – это некий компромисс между «продажностью» и совестью.

Похожие статьи:

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.