О модели коммуникации

Сегодня разговор будет про модели коммуникации. Явно или не явно любой специалист по пиар пользуется семитической моделью коммуникации, описанной сорок лет назад в книге Умберто Эко «Отсутствующая структура. Введение в семиологию». Вот ее схема:

Семиотическая модель коммуникации иллюстрирует путь доставки сообщения от адресата к источнику

Семиотическая модель коммуникации иллюстрирует путь доставки сообщения от адресата к источнику

О ней хотелось бы сказать пару слов.

По сути эта коммуникативная модель опирается на кибернетику, теорию управления машинами. И пришла она в социальные науки из техники: есть человек, который по проводам или иным способом передает управляющие сигналы на техническое устройство-приемник, который правильно воспринимает и интерпретирует эти сигналы.

Я бы хотел высказать некоторые сомнения по поводу этой теории. Мне кажется, во-первых, коммуникацию невозможно отделить от теории деятельности. Иными словами, месседж — это не инъекция, которую один другому вводит в мозг, а скорее одна из форм совместной деятельности, точнее аспектов такой деятельности.

Теория коммуникация пытается свести общение к обмену сообщениями, вербальным и невербальными. Но отношения, в том числе и социальные, выстраиваются далеко не из одного обмена сообщениями. Люмен сообщениями — это лишь верхушка айсберга. Социальные отношения — это ведь и иерархия, и социальный статус. Таким образом в модель надо включать контекст, окказиональность сообщений.

Данная модель коммуникации не учитывает такой вещи, как понимание. По сути, в модели Эко дается модель коммуникации, для которой нет разницы — воспринимает сообщение автомат или человек. Единственное место, куда заложен очевидный факт непонимания — это код, язык. То есть несовпадение кода, языка приемника и передатчика. Но ведь существуют языки программирования, пишешь код — и получаешь программу. А это ничего общего не имеет с феноменом понимания.

В этой модели коммуникации заложена асимметрия. Источник выдает управляющие сигналы приемнику. По сути это модель «умный начальник»—«бездумный подчиненный». Какая-то просвещенная монархия в итоге.

И еще. В модели никак не учитывается время. По сути — это пространственная модель, а не временнАя. А по мне так наоборот. Коммуникация имеет больше отношения ко времени, чем к пространству.

Похожие статьи:

  • РекламаРеклама Часть маркетинговых усилий коммерческих фирм, направленных на активное продвижение на […]
  • Предвыборный словарьИнтегрированные маркетинговые коммуникации Интегрированные маркетинговые коммуникации (анг. IMC, Integrated Marketing […]
  • Паблик рилейшнзПаблик рилейшнз теория и практика управления коммуникациями между субъектом пиара и его окружением. […]
  • ПиарПиар Пиар — теория и практика управления коммуникациями между субъектом пиара и его […]
  • Мастер PRPR PR (аббревиатура public relation, от англ. публичная деятельность) — теория и практика […]

1 Comment

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.