Стратагемы в пиаре: шестая стратагема «На востоке поднимать шум, на западе нападать»

Смысл стратагемы достаточно прозрачен: ложным маневром ввести врага в заблуждение, сделать вид, что нападешь в одном направлении, но основной удар нанести в другом месте.

Использование стратагем из сборника китайских военных хитростей в пиаре, маркетинге и политических технологиях

Давайте посмотрим, как эта стратегема используется в пиаре. Понятно, что в политическом пиаре мы найдем самое большое количество примеров реализации этой стратегии, поскольку именно в политике налицо противостояние сторон, наиболее четко очерчены соперники. Давайте подумаем, что в данном случае может выступать в качестве «ложного меневра», что «направлением главного удара», а что «ответной реакцией» соперника (откуда ждать опасности)?

Допустим, необходимо провести монетизацию льгот («направление основного удара», основной маневр), но правительство опасается массовых акций протеста со стороны пенсионеров и льготников («ответная реакция», опасность для действующей власти), для того, чтобы избежать народных волнений надо конечно же проводить учения ОМОНа по разгону пенисонеров, что выдает правительство, а выстроить другое событие либо же канализировать народный гнев в другую сторону. Как могло бы поступить правительство, у которого не хватает ума грамотно провести реформы? В качестве примера — совершить пару телодвижений, из которых можно бы было заключить, что реформа будет проведена в 2012 году («ложный маневр»), допустим, начать обсуждение, слить информацию через инсайдерские источники, что начата подготовка к реформе-2012. Иными словами перенос срока реформы мог бы стать хорошим примером реализации стратагемы «На востоке поднимать шум, на западе нападать». Другой вариант — опять же сделать вид, что готовится другая реформа, к примеру пенсионного законодательства, поднять шумиху вокруг нее (эта тема все же болезненнее, чем монетизация), но потом «передумать», отложить проведение реформы на неопределенный срок, а под шумок реализовать монетизацию льгот на оплату ЖКХ. Правда, такой вариант — это уже игра с огнем.

«На востоке поднимать шум, на западе нападать»

Теперь давайте придумаем менее радикальный пример. Допустим, одна компания решила купить другую («направление главного удара», «главный маневр»). В чем тут опасность? В том, что почуяв интерес со стороны инвестора, цена может подрасти, и подрасти значительно (опасность, «ответная реакция»). Что можно придумать, как замаскировать интерес к предмету покупки? Первая мысль — замаскировать интерес, как будто интерес вызван не покупкой, а какой-то другой причиной. Но это — совсем другая история, мы же пытаемся придумать пиар-ход в рамках стратагемы «на востоке поднимать шум, на западе нападать». Значит надо не маскировать, а поднимать шум в другом месте, совершить обходной маневр, к примеру, выйдя на руководство покупаемой кампании с предложением о совместной покупке третьей фирмы или совместном открытии нового бизнеса.

Давайте еще коснемся политических технологий и предвыборных кампаний. Как мы уже поняли, для того, чтобы стратагема «заработала», нужно начинать с анализа опасностей, именно отталкиваясь от опасностей можно придумать какую-нибудь пиар-хитрость в духе древнекитайский военачальников. Какие наиболее распространенные опасности подстерегают кандидата на выборах? Что у его соперника будут деньги и другие ресурсы, а у самого кандидата — нет. К примеру. Опасность в том, что используя все имеющиеся ресурсы соперник сможет задавать кандидата в прямом и переносном смысле: бросит против кандидата и административный ресурс, начнет клепать одну «черную» листовку за другой и т. д. В рамках выбранной нами стратегии как мы можем «поднять шум на востоке»? Можно убедить соперника в том, что наша цель — не победа на выборах, а, допустим, желание просто раскрутиться, или насолить третьему лицу, но это будет сокрытие цели, а не обходной маневр. Вот запустить слухи, что по вашему округу будет двигаться какая-то известная личность, которая уже собрала много денег и заручилась поддержкой «кого надо» — это уже ближе к истине. Начать переговоры и торг о том, чтобы «сняться под соперника» — тоже можно.

Другие стратагемы как источник идей для пиара:

  1. Обмануть императора, чтобы переплыть море
  2. Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао
  3. Одолжить нож, чтобы убить человека
  4. В покое ожидать утомленного врага
  5. Грабить во время пожара».

Похожие статьи:

2 Comments

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.