Генерические стратегии

Генерические стратегии — это ряд стратегий, объеденных в класс по стилю производства новых идеологий. Они напоминают детские кубики из которых политтехнолог выстраивает различные комбинации.

В рамках генерических стратегий политтехнолог руководствуется таким набором технологий, как:

  • компрометирующие «черные листовки»;
  • определенный переходящий от одной кампании к другой набор информационных поводов;
  • набор популистских обещаний и т. п...

При составлении стратегии политтихнологу придётся манипулировать таким же ограниченным числом данных. К примеру:

  • основные соперники;
  • отношение избирателей к «варягам»;
  • «козлы отпущения» существующие в общественном мнении и т.п...

Избирательные практики зачастую выстраиваются по уже созданным ранее стратегиям, так как их число счётно и все они так или иначе уже описаны и опробованы. Мы относим такие принципы построения стратегии к генерическим. Задача политтехнолога состоит как раз в том, чтобы выявить определенные генерические «симптомы» (условия применения стратегий), указывающие на то, какую стратегию в данном случае необходимо применить.

Сегментирование рынка, дифференциация товара или концентрация в определенном сегменте рыночной деятельности выступают в качестве таких герерических элементов в стратегическом менеджменте. В военном деле– это такие элементы, как осада, марш, оборона или бой. В приложении к теории политического пиара мы выделим следующие генерические элементы:

  1. «Повестка дня»: актуализация в общественном мнении наиболее выгодных для кандидата тем.
  2. Сегментирование избирателей как по социально-демографическим (пенсионеры, студенты, бюджетники и т.п.), так и по географическому признакам (село, город, различные районы округа); разработка особых программ работы с каждым из сегментов.
  3. Позиционирование кандидата, включающее как работу над его имиджем, так и идеологию и риторику кампании. Основные генерические имиджевые «маски» — это «социальщик», «силовик», «политический деятель», «эффективный менеджер», «крепкий хозяйственник», «популист».
  4. Штаб и работающая агитструктура: поиск и наем команды политконсультантов, формирование штаба, «сетки» агитаторов и районных подразделений и т.д.
  5. Информационные потоки: формирование информационных потоков контроль над ними, поиск наиболее оптимальных конфигураций с точки зрения цены контакта, полноты охвата, глубины контакта и т.п.
  6. Мобилизация ресурсов: мобилизация и использование административного ресурса; политическая дипломатия и переговоры о поддержке VIP’ами, Москвой, партиями; поиск финансовых ресурсов и т.п.
  7. Контр-технологии: выявление наиболее «опасных» соперников (в смысле высоких шансов на победу) и организация работы против них (дискриминация, блокирование их информационных потоков, дезорганизация работы их штабов, снятие с регистрации и т.п.).

Анализ предвыборной ситуации и изучение генерических условий предстоящей гонки используется для поиска наиболее эффективной конфигурации генерических элементов. В стратегическом менеджменте в качестве генерических условий используются такие понятия, как фрагментированность отрасли или зрелость, барьер на вступление, конкуренция и другие отраслевые показатели. В военном деле — боевой дух армий, местность (высоты, горная или равнинная и т.п.), тактико-технические характеристики вооружений, дислокация сил противника, и т.д. В применении к предвыборным технологиям выделим следующие основные генерические условия:

  1. Фигура кандидата: его ресурсы, имидж, харизма, политическая история, электоральная поддержка и поддержка экономическими и политическими элитами.
  2. Соперники по округу: имеющиеся в распоряжении каждого конкурента ресурсы; их позиционирование, рейтинг и анти-рейтинг; известность, харизма и схемы поведения каждого из них; электоральная, административная и электоральная поддержка.
  3. Округ: соотношение границ округа и муниципальных образований (совпадают или нет); количество населенных пунктов в округе, количество избирателей; дороги и коммуникации (см. «паспорт округа»).
  4. Электорат: социально-демографические характеристики электората, его местные особенности; история голосования (явка и поддержка тех или иных политических сил).
  5. Регион: особенности, проблемы и проекты региона, перспективы; интересы финансово-промышленных групп на территории региона.
  6. Политическая жизнь: основные персоналии, их взгляды; политические группировки и коалиции; активность политических партий и объединений.
  7. СМИ: степень контролируемости средств массовой информации ветвями власти и финансово-промышленных групп; политические симпатии; формат, тираж и/или рейтинг каждого СМИ, тематизация, «Золотые перья» (ведущие журналисты).
  8. Возможные сценарии выборов, такие как доминирование (см. «Доминирование», гонка за лидером (см. «Гонка за лидером»), «русская рулетка» (см. «Русская рулетка»), третья сила (см. «Третья сила») и т.п.

Вижу необходимость сказать отдельно о сценарии выборов как генерическом элементе (см. «Сценарии выборов»). В рамках словаря я выделяю четыре «базовых» сценария:

  1. Доминирование (см. «Доминирование»);
  2. Гонка за лидером (см. «Гонка за лидером»);
  3. «Русская рулетка» (см. «Русская рулетка»);
  4. «Третья сила» (см. «Третья сила»).

Для такого генерического элемента как имидж так же существуют свои «наборы». Разные источники выделяют разные традиционные наборы имиджевых «масок». В политической психологии это Аппаратчик, Популист, Парламентарий, Демократ, Консерватор, Радикал, Харизматик и Легитимист. Политконсультанты-практики оперируют другим набором: Силовик, «Социальщик», Борец, Человек власти, Технократ, Бизнесмен, Экзотик.

Сильные и слабые стороны.

Описывая генерические стратегии, стоит обратить внимание на некоторые их особенности. Во-первых, генерические стратегии противоположны подходам, исповедующим уникальность каждой стратегии. В рамках генерических стратегий имеет смысл говорить лишь о вариациях достаточно ограниченного числа стратегий. Во-вторых, формирование стратегии рассматривается как контролируемый, сознательный процесс, результатом которого является продуманный и детальный план кампании. В-третьих, в практике политического консультирования превалирует подход «структура следует за стратегией», т. е. штабная структура создается под стратегию. Этот подход выражен так: «Структура штаба должна соответствовать структуре информационных потоков» (О. Матвейчев, «Проблемы манипуляции»).

Во многом генерические подходы к формированию стратегий сходны с аналитическими подходами. По крайней мере, формулирование стратегии опирается на изучение и анализ ситуации.

Таблица «Сильные и слабые стороны генерических стратегий»
Сильные стороны Слабые стороны
Опираются на концептуальную базу политтехнологии При этом взгляд на политтехнологии может быть «зашорен» концептуальной субъективной базой политтехнолога
Используется набор хорошо отточенных приемов Набор может быть узким и ограниченным
Четкий анализ имеющихся ресурсов, предвыборной ситуации, позиции кандидата и его соперников В незнакомой, непрвычной ситуации политтехнолог либо теряется, либо действует наугад.
Постановка целей и задач чаще всего формальна, или вовсе отсутствует (цели как бы «само собой разумеются», выносятся «за скобки»)
Нередко упускается из виду оригинальность, неповторимость ситуации

По личным ощущениям, а об объективных данных говорить не приходится, генерические стратегии, по крайней мере, наиболее простые формы, занимают прочное место в практике организации и проведения избирательных кампаний.

Похожие статьи:

4 Comments

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.