Политическая социология

Политическая социология — отрасль социологии, исследующая сферу политики и политических отношений. Сама отрасль, в свою очередь, распадается на несколько направлений соответствующих уровню исследований (теоретическая или прикладная), по предмету изучения (международные отношения, национальная или региональная политика, социология элит), по методам исследования (институциональные исследования, массовые опросы и т. п.). В рамках нашей темы, нас будет интересовать та часть политической социологии, которую условно можно назвать электоральной социологией.

У политической социологии пока еще нет специфических инструментов и методов исследования — все они заимствованы из других ответвлений. Единственное, что выделяет это направление — задачи и предметы исследований.

Предметов исследований несколько — это электорат, политические и экономические элиты, а так же средства массовой коммуникации. Соответствуют им и определенные методы исследований. Их так же можно разбить на два типа — экспертные и прикладные. Экспертные методы заключаются в том, что эксперты (политологи, социологи, аналитики), находясь внутри политической ситуации и наблюдая (а иногда и участвуя в ее развитии), высказывают свои экспертные суждения о ее перспективах, о причинах и следствиях тех или иных событий и т. п. Задачи подобных экспертных наблюдений и заключений чаще всего описательные.

Прикладные исследования — это массовые опросы, фокус-группы (электорат, его отношение к представителям элит и СМК), экспертные опросы (элиты, СМИ), контент-анализ прессы (СМИ, отношение к элитам). Прикладные исследования преследуют цели так же прикладные: дать пищу для размышлений консультантам, дать информацию для принятия решений. Обслуживание этих задач является слабым и уязвимым местом прикладной электоральной социологии.

По сути, социологи способны дать лишь один индикатор электоральной ситуации, который понятно как использовать и без труда можно интерпретировать — это рейтинги (политиков, СМИ и т. п.). Связано это, на наш взгляд, с двумя причинами. Во-первых, отсутствием более или менее внятных и общепринятых концепций предвыборной борьбы.

Среди концепций можно отметить политический маркетинг (см. «Политический маркетинг»), для которого существует более глубокие, чем простые замеры рейтинга, методики исследования. Но сама концепция политического маркетинга не лишена существенных недостатков. Она не проводит разницы между покупкой прокладок и голосованием на выборах, отрицая тот очевидный факт, что потребление и социальная жизнь относятся к разным сферам действительности, а это значит, что они существуют в разных системах координат: разные ценности, различное социальное взаимодействие, различная роль и структура коммуникаций и т. п.

Как нам кажется, наиболее перспективными направлениями электоральных исследований являются исследования коммуникаций, исследования систем ценностей избирателей, изучение политического стиля жизни, анализ картины мира как индивидуального, так и массового сознания. Именно эти направления способны предоставить информацию для таких важных в деятельности политконсультанта вопросов: «откуда получает информацию избиратель?», «как он формирует свое отношение к политику?», «кому он больше доверяет?», «как проходят электоральные процессы в округе?» и других.

Похожие статьи:

Comments are closed