Пять причин ненавидеть маркетинг

11 Октябрь 2009 at 21:35 ,

Как-то в одном месте явскольз уже высказал свои претензии к концепции маркетинга. Сегодня я бы хотел выразить свои претензии к маркетингу в более развернутом виде.

почему маркетинг — это плохо?

Причина первая: главное конкурентное преимущество — продажи

Маркетинг учит как продавать. Ни в одной книжке по маркетингу не говориться, что для того, чтобы корпорации выживать, она должна выпускать качественные товары или оказывать качественные услуги. Наоборот. В учебниках по маркетингу говориться, что главное умение, востребованное рынком — это умение продавать. Не важно что. А вы лично, какими товарами бы хотели пользоваться: удобными, качественными, полезными? Или теми товарами, которые вам продавцы лучше «впаривают»? Следуя логики концепции 4P, главное конкурентное преимущество любого товара — умелые продажи. А вы думаете, что Windows Vista — самая надежная и удобная операционная система? А та, изобилующая бытовой химией, коричневая бурда под названием «кола» — самый полезный из напитков?

Вторая причина: интересы потребителей игнорируются

Давайте еще раз взглянем на формулу Котлера «4P»: product (товар или услуга), price (цена), promotion (продвижение) и place (месторасположение). А теперь задание: найдите в этой формуле потребителя? Я как не искал так и не нашел. И дело не в моей близорукости, а в том, что маркетинг как теория и как практика работает в интресах корпораций, продвигающих товар, а не в интересах потребителя.

Третья причина: маркетинг убивает дух конкуренции

Маркетинг убивает дух конкуренции, потому что конкурируют продавцы, а не товары, уменье торговать, а не уменье производить. Продавец из посредника превращается в короля рынка, распоряжающегося спросом и предложением. Спрос и предложение маркетинг использует не в интересах покупателей или производителей, а в интересах продавцов. В чем дух конкуренции, почему мы говорим, что конкуренция — это хорошо? Потому что конкуренция заставляет производителей совершенстовавать свои услуги и товары, повышать их качество, снижать на них цены. Но маркетинг учит продавцов тому, как можно продавать не снижая цен, учит тому6 что любой товар, даже не самого высокого качества найдет своего потребителя, если правильно этого потребителя искать.

Четвертая причина: маркетинг превращает потребителя в раба рынка, производителя — в его заложника, а продавца — в диктатора рынка

Если вам навязывают не те товары, которые вам нужны, а те, от которых корпорация хочет избавиться, если вас не спрашивают, что вам нужно, то за кого вас держат? За источник прибыли. Какие формы влияния на производителя, а тем паче на продавца, у вас есть? Я всегда был уверен, что потребитель голосует рублем, но выбор, за что я бы мог проголосовать, является итогом манипулирования корпораций. Не важно, какой стиральный прошок вы вибираете: Ariel или Tide, все равно все деньги достанутся Procter And Gamble. Я даже не уверен, что в коробки разного цвета насыпаны разные смеси, вполне может быть и одна. Итак, вместо рынка мы имеем лишь его симуляцию. Да, маркетологи регулярно проводят какие-то свои исследования, но что они исследуют? Сколько человек, посмотрев их рекламу купит их товар! Разве можно такой опрос назвать формой обратной связи?

И от производителя требуется уменье договорится с сетью супермаркеов и другими ритейловыми структурами. По сути потребителем их продукции являются не простые потребители, не мы с вами, а руководство продающих компаний, ритейлеров. А если учесть, что ритейлеры давно уже освоили искусство манипулировать спросом и предложением, искусством создавать вместо рынка рыночный симулятор, то мы поймем, что и производителям глубоко плевать на нас с вами. Вот почему корпорации возглавляют не инженеры или изобретатели, а менеджеры, которые немного разбираются в сути выпускаемой продукции. Что-то они о ней где-то слышали. Но зато они все получили отличное образование MBA. Они не физики, не химики, не врачи, а всего лишь мастера бизнес-администрирования. По сути во главе корпорации должен стоять продавец — такого требование маркетинга. Но, как сказал однажды баснописец, беда, коль сапоги начнет точать пирожник... И эта беда уже близко.

Пятая причина: маркетинг убивает творчество

И разговор в данном случае не только о сфере искусства. Хотя просчитанный маркетологами успех у публики не имеет никакого отношения к творчеству — искусства эта истина касается в первую очередь. Но творчество необходимо для развития общества не только, если творит художник, музыкант или артист. Не менее важно и для химика, который должен придумать новый материал, обладающий уникальными свойствами, творчество важно и для програмиста, способного создать быструю и неглючную, удобную и полезную программу или сайт. Творчество нужно всем. Но главный закон творчества заключается в том, что его итог невозможно просчитать, как счет в футбольном матче. Маркетинг же исходит из совсем иных посылок. Для того, чтобы получить максимальную прибыль счет в матче должен быть 5:0. Вот только в чью пользу этот счет?

Похожие статьи:

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.