«Большой Брат» на службе медиакорпораций
Очень взвешенное мнение по поводу антипиратских законов SOPA и PIPA, рассматриваемых в американском конгрессе, опубликовано на портале TED.COM.
В этом видео звучит несколько тем, которые мне близки, хотя, может, и сформулированы они по-другому. Это и «Push и Pull массовых коммуникаций», и «Жизнь подлых людей», и заявленная в заголовке тема тотального контроля частной жизни.
С «Большого Брата» и начнем. Медиакорпорации борются не за власть, их всего лишь интересуют собственные прибыли. И совершенно ясно, что в погоне за этими прибылями они не остановятся ни перед чем: они готовы вмешиваться в частную жизнь, нарушать принцип презумпции невиновности, даже встать грудью на пути прогресса — лишь бы не терять свои денежки. Меня не возмущает их погоня за «золотым тельцом» — вполне человеческая слабость. Меня возмущает, что они не видят других методов, кроме тотального контроля. Существует целый класс людей (и не только в Америке), уверенных, что человек настолько плох по своей природе, что если не поставить у него за спиной полицейского, если не заставить его выучить назубок сто книг, то мир рухнет и воцарится в нем анархия.
И единственный способ остановить эту анархию — тотальный контроль, изощренная система запретов, уголовное преследование, наказание даже в отсутствие вины. Мне так эта система взглядов кажется очень знакомой и пахнет от нее чем-то очень родным. Но вот в чем вопрос — кто может и должен осуществлять этот контроль, в том числе и превентивный? Государство — такое их ответ. Они используют государственную машину в своих корыстных целях! Как будто чиновники, получившие на кормление регионы, отрасли или просто маленькие участки по пожарной или санитарной охране поступают по-другому! Хуже всего, что каждое такое обращение к государству усиливает этого Левиафана. Каждый раз, когда кто-то использует государство для борьбы с конкурентами, для кормления с должности, да даже просто из благих побуждений — каждый раз такой человек или организация усиливают Левиафана, не отдавая себе отчет, что рано или поздно этот Левиафан обернет свою мощь и против них, как обернул государственную машину против Березовского Путин. Этот подход я объединяю в тему «Жизнь подлых людей» (отсылка к М. Фуко).
И еще. Клэй Ширки, автор этого сюжета, говорит о том, что ситуация изменилась и эти изменения медиакорпорации не замечают. Прошли те времена, когда можно было навязать себя зрителю, протолкнуть свою продукцию — именно так поступали телеканалы, получавшие практически на халяву треть аудитории Соединенных Штатов. Интернет, легкий доступ к любому конетнту делает этот подход не эффективным. Уже невозможно себя навязать (протолкнуть свою продукцию), стратегия push больше не работает. Уже не ты себя навязываешь, а зритель ищет и потребляет твой контент, вытягивая его из различных источников (медиа-стратегия pull). И в этом главная причина потери медиакорпорациями своих доходов, а не торренты и файлообменники. И им нужно искать выход, искать новые бизнес-модели: как получать доход в эпоху свободного доступа к контенту.
Вот такой вот получился Манифест для Пиратской партии.
Комментарии