Межзвездный вестрен

На первый взгляд перед нами типичный вестрен в слегка нетипичных обстоятельствах. Вместо ковбоев и золотоискателей, пытающихся выжить индейцев с земель их предков, мы видим звездный десант, выселающий с земель предков аборигенов Пандоры. Да и остальные конфликты, образующие силовые линии фильма, хорошо известны — что важнее, государство или человек, простите, долг и честь выступает как антипод гуманизма. Нажива выступает против жизни в гармонии с миром. Вроде все достаточно ожидаемо. В чем же секрет миллиардных сборов?

Конечно, технологии отрисовки фильмов достигли небываемых высот. Границы между мультяшными героями и живыми актерами уже просто не существует. В фильмах используют образы давно умерших актеров (В «Небесном капитане и мире будущего» использовали образ Лоуренса Оливье), актеры играют в полностью нарисованных декорациях (Тот же «Небесный капитан» или «300 спартанцев»). Ну и логичное завершение этого движения. И это ведь даже был не «Аватар», а вышедший чуть ранее фильм «Рождественская история»). «Аватар» конечно же великолепен. Нарисованная Пандора — планета мечты, такие «дальние страны» обычно сняться в романтических и очень приятных снах. Продумана каждая деталь, но все же не в этом я вижу привлекательность фильма.

Бывают фильмы, повести или художественные образы, которые становятся метафорами эпохи. Такие метафоры точно отражают мироощущение эпохи. Самой точной метафорой, отражавшей мироощущение XX-го века был «Титаник». Самый большой в мире корабль был метафорой нашей цивилизации. Мы создали самую технологичную, самую большую, самую комфортную, самую-самую цивилизацию, но в начале прошлого века к нам пришло вдруг осознание хрупкости этой цивилизации, все этого комфорта, шика и блеска электрических огней. И весь двадцатый век пытался подтвердить эти наши опасения. Первый удар по титанику цивилизации нанесла Первая мировая война. А потом — тоталитарные режимы, атомная бомба, техногенные катастрофы, теракты...

«Аватар» — это другая метафора. Мы представляем сами себя как сознание, заключенное в тело (кто не смотрел фильм — сознание земного человека ученые переносят в тело аватара — генный клон аборигена Пандоры). Физиология дает топологию этого представление — сознание сосредоточено в черепной коробке и представляет собой мозг, который как возница управляет телом. Это же антроморфное представление дублируется и в представлениях о месте человека в мире. Человек — венец мира, который этим миром управляет. Техника и урбанистика — это органы метафорического тела человека. Есть даже такой термин, объясняющий чем является техника — органопроекция, т. е. проекцией наших органов, молоток — проекция кулака и т. д.

И такое понимание мира вступает в конфликт с другим пониманием мира. Коренное насление Пандоры, народ Нави, не управляет своим миром. Точнее для того, чтобы управлять нужна не технология, а единение. Слившись с природой, шестиногим конем или драконом, объединив сознания навианцы управляют конями или драконами. Символична заключительная схватка главных героев — полковник в экзоскелете (точный образ сознания, управляющего техникой, являющейся органопроекцией человеческого тела) пытается отключить сознание его антипода Джейка Салли от его аватара.

Не могу с уверенностью утверждать, что метафора аватара станет для XXI-го века тем же, чем стала метафора «Титаника» XX века, но радует, что проблематика, поднятая двадцать лет назад в работе Ж. Делеза «Складка» вдруг всплыла в массовом искусстве. А кто-то считает философию чем-то далеким от жизни.

Похожие статьи:

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.