Бюджет предвыборной кампании
Бюджет предвыборной кампании составляют те финансовые ресурсы, что удалось привлечь штабу поддержки и самому кандидату. Понятно, что необходимый кампании бюджет зависит от размера округа и уровня цен в округе (в том числе и уровня цен на рабочую силу).
Примерно рассчитать затраты на проведение кампании можно следующим образом: умножить число избирателей на величину расходов на одного избирателя. Эта величина начинается примерно с полудоллара (необходимый минимум) и зависит от уровня цен (чем выше цены — тем выше расходы на одного избирателя) и масштаба выборов (обратная зависимость).
Бюджет кампании состоит из двух частей — избирательного фонда (официального счета, открытого в Сбербанке) и неофициального фонда («черная касса», «черный нал» и т.п.). Дело в том, что законодательно размер избирательного фонда ограничен, и цифры, предусмотренной законодателем, на полноценную кампанию не хватает.
На этапе стратегического планирования кампании полезно провести бюджетирование кампании — определить структуру бюджета и долю каждого из расходов в бюджете. Как правило, структура расходов предусматривает следующие статьи:
- Гонорар команде политконсультантов (оговаривается отдельно)
- Орграсходы (канц. товары, офисная техника, аренда штабных помещений, мобильная связь, аренда машин, расходы на бензин и т. п.)– до 10% бюджета.
- Расходы на обустройство быта (наем квартиры, оплата междугородних разговоров, вплоть до покупки постельного белья) — до 5% бюджета.
- Расходы на креатив (зарплата райтерам, дизайнерам, фотографу, съемочной группе и т.п.) — до 10% бюджета.
- Расходы на печать — до 40% бюджета.
- Расходы на размещение материалов в СМИ (материалы могут быть размещены со счета и в обход счета) — до 25% бюджета.
- Расходы на создание сетки (наем людей, зарплата низшего звена, тренинги для агитаторов, наблюдатели на избирательных участках) — до 40% бюджета.
- Прочие расходы (встречи с избирателями, концертные агитбригады, массовые зрелища, сувенирная продукция и т.п.) — до 10% бюджета.
- Спецакции (контр-технологии, «зачистка» округа, перекупка чужих тиражей и т.п.) — до 15% бюджета.
- Непредвиденные расходы — 10% от бюджета.
Правильное распределение финансовых ресурсов является одним из важных моментов стратегического управления кампанией.
Комментарии