Двухуровневая модель коммуникации

Двухуровневая модель коммуникации предусматривает формирование между источником и получателем информации дополнительной ступени. Таким образом сообщение передаётся от источника к приёмнику, а он в свою очередь передаёт сообщение следующему получателю.

Гипотеза о двухуровневой модели коммуникации была выдвинута американскими маркетологами в ходе исследования воздействия рекламы на потребителя. Вместо ожидаемого постепенного затухания эффекта от воздействия (он должен был через две недели сойти практически на нет), получили его увеличение через две недели. Как следствие была выдвинута следующая гипотеза. Прежде всего, воздействию подверглись лидеры общественного мнения, а они стали проводниками воздействия среди своих референтных групп. Таким образом, схему двухуровневой модели коммуникации изобразили следующим образом (см. рис. «Двухуровневая модель коммуникации»): формируется информационный поток для воздействия на лидеров общественного мнения (ими могут быть журналисты, неформальные лидеры трудовых коллективов и т. п.), и если воздействие оказывается успешным, то уже сами лидеры общественного мнения оказываются источником коммуникации и формируют информационный поток. Этот поток может состоять из устных коммуникаций (в случае с неформальными лидерами), а может быть сформирован из электронных средств массовой коммуникаций (как в случае с журналистами).

Рисунок «Двухуровневая модель коммуникации»

Данный рисунок иллюстрирует двухуровенвую модель коммуникации: источник взаимодействует с журналистами, а уже журналисты доносят месседж до избирателей

Данный рисунок иллюстрирует двухуровневую модель коммуникации: источник взаимодействует с журналистами, а уже журналисты доносят сообщение до избирателей

К двухуровневым моделям относят технологии создания информационных поводов и специальных событий. Главная аудитория, на которую работают в этом случае специалисты по паблик рилейшнз (см. «Пиар»), – редакторы и репортеры. А уже они, в свою очередь, будут обсуждать эту тему в своих СМИ.

По разным данным, лидерами мнений являются до 10% всех людей. Иными словами можно выделить ключевую аудиторию и воздействовать на неё с тем, чтобы они воздействовали на всех остальных. Для эффективного воздействия достаточно выделить каждого пятнадцатого, кто может быть лидером мнений. Именно эту схему использовало в 1998 году движение на права трудящихся «Май», добившееся поразительных результатов на губернаторских выборах в Свердловский области в 1998 г.

Использование двухуровневой модели коммуникации достаточно сложно и требует высокой квалификации от специалистов.

Похожие статьи:

7 Comments

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.