Фокус-группы
Социологическое исследование, проводимое в форме групповой дискуссии с фокусировкой темы, в котором участвует небольшое число респондентов (обычно от восьми до пятнадцати человек), собранных в одном месте.
Групповые дискуссии с фокусировкой темы (фокус-группы) — один из «глубоких» качественных методов исследования. Позволяет выявить достаточно подробно мнение людей по тому или иному вопросу или кругу вопросов, с помощью наводящих вопросов выяснить основные мотивы выбора, а также логику поступков. Организуется как дискуссия за «круглым столом», где каждый из принимающих участие в исследовании респондентов достаточно подробно отвечает на вопросы модератора (ведущего фокус-группы). На фокус-группах не принято давать «закрытые» вопросы, т. е. такие вопросы, на которые респондент выбирает вариант ответа, предлагаемых исследователем. Наоборот — весь смысл в том, чтобы респондент давал подробные и развернутые ответы на вопросы.
К недостаткам метода относится его нерепрезентативность: мы можем надеяться на то, что услышанное нами мнение типично, но утверждать этого мы не можем. Невозможно дать статистическую оценку результатам исследования, и, следовательно, мы не сможем говорить о том, каким образом данная точка зрения обусловлена, к примеру, социальным или экономическим статусом респонента, дать количественные оценки (к примеру, насколько сильно актуализирована данная тема в общественном сознании).
Метод можно отнести к недорогим и оперативным. Методологически главное —обеспечить представленность разных мнений (для этого отобрать на фокус-группу представителей различных слоев общества) и грамотное ведение дискуссии.
На снимке: за круглым столом идет обсуждение темы, предложенной модератором в ходе групповой дискуссии с фокусировкой темы
1 Comment