Идеология
Система политических, правовых, религиозных, нравственно-этических или философских взглядов и идей, которые осознаются определенными общественными группами и определяют их отношение к действительности. Идеология также включает в себя понимание путей развития общества, цели и программы социальной деятельности, направленной на изменение или развитие общественных отношений.
В преломлении политтехнологий об идеологии говорят в двух случаях. Во-первых, как о комплексе идей, обещаний, лозунгов и слоганов, составляющих интеллектуальную и креативную (в противоположность организаторской) части избирательной кампании. Идеология компании находит свое воплощение в предвыборных платформах, программах политиков и партий. При анализе хода предвыборной кампании идеология является одной из важных составляющих такого анализа, позволяющих говорить о позиции кандидата и позиционировании его среди других претендентов на должность.
Во втором случае говорят об идеологии как идеологии избирателей. То есть избирателей разбивают на группы по идеологическому признаку. Чаще всего такое разбиение бывает достаточно тривиальным – идеологию избирателя определяют по тому, за кого он голосовал или собирается голосовать. Даже регионы определяют по признаку голосования за кандидатов от партий или сами партии. Если большинство голосуют за КПРФ – то это «красный» регион.
На наш взгляд, партийные симпатии – не единственный и часто не самый надежный способ сегментирования электората по идеологическому признаку. Гораздо больше информации политконсультант может получить, если исследовать систему жизненных ценностей, стиль жизни электората, а так же такие психографические его характеристики, как электоральная активность, протестные настроения, критический настрой по отношению к власти, СМИ и публичной политике. Пока не существует устоявшихся и общепринятых классификаций наиболее разумным представляется при идеологическом сегментировании использовать различные методики статистического кластерного анализа результатов массовых опросов.
Очевидным нам видится тот факт, что иделогизированным, то есть имеющим осознаваемые политические взгляды, является только часть избирателей. Остальные либо слабо осознают свои политические взгляды, либо вообще их не имеют. Их идеология слабо артикулирована. В современной российской действительности к идеологизированному относят в основном сторонников КПРФ и различных радикальных партийных группировок: национал-большевики, скинхеды, русские националисты и т.п. На наш взгляд к идеологическим партиям и избирателям, как имеющим свою систему политических ценностей, можно отнести также Яблоко и СПС с их сторонниками.
Если говорить о характеристиках идеологизированного электората, то в работе политконсультанта следует учитывать такие его стороны, как мобилизованность, определенная зашоренность и неспособность к восприятию другой точки зрения, четко проговариваемая и осознаваемая риторика, которая легко позволяет маркировать политические симпатии говорящего.
1 Comment