Избиратель

Человек, который голосует на выборах, от поступков которого зависит исход выборов: явка на выборы, рейтинг кандидатов или партийных списков, злоупотребления в ходе голосования, такие как фальсификация или подкуп. Термином избиратель обозначают так же обобщенный образ, модель поведения всех отдельных избирателей округа.

И�биратель является целью и объектом воздействия предвыборных технологиях, поэтому можно сказать, что понятие избиратель является одним из ключевых понятий избирательных технологий. От того, как политтехнолог представляет себе избирателя зависит то, какие технологии он использует в своей работе, как осуществляет их отбор. Чаще всего, политтехнолог не имеет законченное и целостного образа избирателя, который был бы подвержен рефлексии и был дискурсивно артикулирован. Вместо этого он имеет набор профессиональных штампов, субъективных мнений и суждений, заимствованных как из разных смежных дисциплин, так и из стереотипов и заблуждений повседневного знания, и образующих коллаж представлений об избирателе.

В работе над словарем автор придерживался концепции, которую можно описать следующими тезисами.

Все избиратели обладают интеллектом, так или иначе осведомлены о политической жизни страны и региона, имеют свой набор суждений и мнений относительно политики и политиков. По сути, каждый из них является «стихийным» политологом. То, что избиратель способен сказать о социальных условиях, о политической жизни, дать этому вербальное выражение, объяснить свое поведение, можно назвать дискурсивным знанием.

Деятельность избирателя, в том числе относящаяся и к политическому регистру, носит ситуативный характер. Это значит, что нет стратегической карты, нет стратегического расчета в деятельности. Вместо них – набор инструкций, как поступать в той или иной ситуации. Каждый избиратель имеет свой ситуативный репертуар поведения, из которого и черпает повседневные практики. Репертуар поведения социально и культурно обусловлен.

Рассмотрим это на примере. Каждый знает, что «когда болит зуб надо идти к зубному врачу». Зубная боль является мотивом, но не мотив определяет поведение. Можно пытаться терпеть эту боль, можно сразу же пойти к врачу, можно пить обезболивающие в надежде, что «со временем все само пройдет». У человека есть целый репертуар поведения, из которого он может выбрать ту или иную линию поведения. Но этот репертуар социально и культурно опосредован. Простое обезболивающее средство – это итог деятельности медицинской промышленности, рыночной экономики, социального института научно-исследовательноских центров и т. п. Иная культура и иная социальность предлагает актору иной набор для репертуара поведения. В данной ситуации, как и в любой другой, мы имеем мотив, социально и культурно обусловленный репертуар поведения, но какую линию поведения актор выберет, зависит от его базового набора знаний о мире, ценностей и представлений каждого актора.

Модель поведения, таким образом, состоит из трех элементов: мотива, репертуара поведения и набора базовых ценностей. Необходимо учитывать обратную связь между всеми этими элементами и поведением актора. Социальные структуры (репертуары поведения, системы знаний о мире и пр.) являются с одной стороны результатом, а с другой – посредником деятельности актора.

Поведение избирателя ориентировано на других. Это значит, что избиратель стремится к тому, чтобы его поступки были понятны другим, имели объяснение. С другой стороны, это значит, что избиратель сам имеет тенденцию объяснять поступки других, находит в них причинно-следственные связи и т. п. (см. «Теория атрибуции»). Между отдельными акторами происходит не только обмен мнениями, но и обмен повседневными моделями поведения, пополняется репертуар поведения.

Избиратель включен в систему массовых коммуникаций (см. «Средства массовой коммуникации»). Суждения и мнения относительно политики избиратели могут экспортировать из различных СМК (СМИ, неформальные устные коммуникации), так и производить и распространять среди других самостоятельно. В процессе получения получения информации встает проблема ее отбора: избиратель должен решить, какая информация для него важна, а какая – нет, какой он может доверять, а какой – нет. У каждого избирателя есть набор стратегий работы с информацией, который является частью его квалификации «стихийного политолога». На принятие решений оказывает свое влияние специфика коммуникационного пространства (см., например, «Диффузная модель коммуникации», «Социетальная модель коммуникации»). Т. о. происходит не столько воздействие на отдельного актора, сколько изменение содержания, а иногда и формы, коммуникационной среды.

Похожие статьи:

3 Comments

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.