Предвыборная программа
Предвыборная программа — в широком смысле ряд заявлений кандидата, касающихся его ценностей, политических ориентиров, планов деятельности после прихода к власти и т. п., в более узком — документ, в котором излагаются действия политика или партии после прихода к власти.
Представления о содержании предвыборной программы так же многозначны. С одной стороны под программой подразумевают хорошо продуманную систему взглядов, которая включает в себя ряд принципиальных пунктов:
- Картина мира объясняет, как все в этом мире устроено;
- «Проект будущего» описывает как все должно быть устроено, исходя из декларируемой системы ценностей;
- Цели и задачи, стоящие перед теми, кто разделяет данную политическую программу, пути изменения действительности;
- Программа действий, которая должна привести в итоге к реализации «проекта будущего».
Предвыборная программа в современной России чаще всего рассматривается как политическая и пиар технология. В этом смысле предвыборная программа рассматривается как основа предвыборной агитации. Текст предвыборной программы рассматривается как рекламный месседж и перед ним не стоят стратегические, принципиальные задачи, а стоит задача привлечь к себе внимание избирателей и повысить рейтинг кандидата.
С этой точки зрения программа должна отвечать на насущные вопросы текущей жизни избирателей, обоснованные и выверенные пути решения проблем, волнующих избирателей. По мнению сторонников такого подхода, чем более полно и точно предвыборная программа решает эти задачи, тем выше шансы кандидата или партии выиграть выборы. Данная точка зрения, насколько можно судить, является общепринятой и само собой разумеющейся.
Но данный подход к предвыборной программе, как к набору обещаний решить наиболее насущные проблемы избирателей, наиболее близок к популизму, или «реальной политике». Такой подход можно описать так: «мы, конечно, несемся в пропасть, но наша задача сделать эту дорогу максимально комфортной»! Все недостатки, присущие популизму, присущи и такому подходу: не способность решать стратегические задачи, потакание иждивенческим настроениям, предвыборная демагогия.
2 Comments