Генерические стратегии
Генерические стратегии — это ряд стратегий, объеденных в класс по стилю производства новых идеологий. Они напоминают детские кубики из которых политтехнолог выстраивает различные комбинации.
В рамках генерических стратегий политтехнолог руководствуется таким набором технологий, как:
- компрометирующие «черные листовки»;
- определенный переходящий от одной кампании к другой набор информационных поводов;
- набор популистских обещаний и т. п...
При составлении стратегии политтихнологу придётся манипулировать таким же ограниченным числом данных. К примеру:
- основные соперники;
- отношение избирателей к «варягам»;
- «козлы отпущения» существующие в общественном мнении и т.п...
Избирательные практики зачастую выстраиваются по уже созданным ранее стратегиям, так как их число счётно и все они так или иначе уже описаны и опробованы. Мы относим такие принципы построения стратегии к генерическим. Задача политтехнолога состоит как раз в том, чтобы выявить определенные генерические «симптомы» (условия применения стратегий), указывающие на то, какую стратегию в данном случае необходимо применить.
Сегментирование рынка, дифференциация товара или концентрация в определенном сегменте рыночной деятельности выступают в качестве таких герерических элементов в стратегическом менеджменте. В военном деле– это такие элементы, как осада, марш, оборона или бой. В приложении к теории политического пиара мы выделим следующие генерические элементы:
- «Повестка дня»: актуализация в общественном мнении наиболее выгодных для кандидата тем.
- Сегментирование избирателей как по социально-демографическим (пенсионеры, студенты, бюджетники и т.п.), так и по географическому признакам (село, город, различные районы округа); разработка особых программ работы с каждым из сегментов.
- Позиционирование кандидата, включающее как работу над его имиджем, так и идеологию и риторику кампании. Основные генерические имиджевые «маски» — это «социальщик», «силовик», «политический деятель», «эффективный менеджер», «крепкий хозяйственник», «популист».
- Штаб и работающая агитструктура: поиск и наем команды политконсультантов, формирование штаба, «сетки» агитаторов и районных подразделений и т.д.
- Информационные потоки: формирование информационных потоков контроль над ними, поиск наиболее оптимальных конфигураций с точки зрения цены контакта, полноты охвата, глубины контакта и т.п.
- Мобилизация ресурсов: мобилизация и использование административного ресурса; политическая дипломатия и переговоры о поддержке VIP’ами, Москвой, партиями; поиск финансовых ресурсов и т.п.
- Контр-технологии: выявление наиболее «опасных» соперников (в смысле высоких шансов на победу) и организация работы против них (дискриминация, блокирование их информационных потоков, дезорганизация работы их штабов, снятие с регистрации и т.п.).
Анализ предвыборной ситуации и изучение генерических условий предстоящей гонки используется для поиска наиболее эффективной конфигурации генерических элементов. В стратегическом менеджменте в качестве генерических условий используются такие понятия, как фрагментированность отрасли или зрелость, барьер на вступление, конкуренция и другие отраслевые показатели. В военном деле — боевой дух армий, местность (высоты, горная или равнинная и т.п.), тактико-технические характеристики вооружений, дислокация сил противника, и т.д. В применении к предвыборным технологиям выделим следующие основные генерические условия:
- Фигура кандидата: его ресурсы, имидж, харизма, политическая история, электоральная поддержка и поддержка экономическими и политическими элитами.
- Соперники по округу: имеющиеся в распоряжении каждого конкурента ресурсы; их позиционирование, рейтинг и анти-рейтинг; известность, харизма и схемы поведения каждого из них; электоральная, административная и электоральная поддержка.
- Округ: соотношение границ округа и муниципальных образований (совпадают или нет); количество населенных пунктов в округе, количество избирателей; дороги и коммуникации (см. «паспорт округа»).
- Электорат: социально-демографические характеристики электората, его местные особенности; история голосования (явка и поддержка тех или иных политических сил).
- Регион: особенности, проблемы и проекты региона, перспективы; интересы финансово-промышленных групп на территории региона.
- Политическая жизнь: основные персоналии, их взгляды; политические группировки и коалиции; активность политических партий и объединений.
- СМИ: степень контролируемости средств массовой информации ветвями власти и финансово-промышленных групп; политические симпатии; формат, тираж и/или рейтинг каждого СМИ, тематизация, «Золотые перья» (ведущие журналисты).
- Возможные сценарии выборов, такие как доминирование (см. «Доминирование», гонка за лидером (см. «Гонка за лидером»), «русская рулетка» (см. «Русская рулетка»), третья сила (см. «Третья сила») и т.п.
Вижу необходимость сказать отдельно о сценарии выборов как генерическом элементе (см. «Сценарии выборов»). В рамках словаря я выделяю четыре «базовых» сценария:
- Доминирование (см. «Доминирование»);
- Гонка за лидером (см. «Гонка за лидером»);
- «Русская рулетка» (см. «Русская рулетка»);
- «Третья сила» (см. «Третья сила»).
Для такого генерического элемента как имидж так же существуют свои «наборы». Разные источники выделяют разные традиционные наборы имиджевых «масок». В политической психологии это Аппаратчик, Популист, Парламентарий, Демократ, Консерватор, Радикал, Харизматик и Легитимист. Политконсультанты-практики оперируют другим набором: Силовик, «Социальщик», Борец, Человек власти, Технократ, Бизнесмен, Экзотик.
Сильные и слабые стороны.
Описывая генерические стратегии, стоит обратить внимание на некоторые их особенности. Во-первых, генерические стратегии противоположны подходам, исповедующим уникальность каждой стратегии. В рамках генерических стратегий имеет смысл говорить лишь о вариациях достаточно ограниченного числа стратегий. Во-вторых, формирование стратегии рассматривается как контролируемый, сознательный процесс, результатом которого является продуманный и детальный план кампании. В-третьих, в практике политического консультирования превалирует подход «структура следует за стратегией», т. е. штабная структура создается под стратегию. Этот подход выражен так: «Структура штаба должна соответствовать структуре информационных потоков» (О. Матвейчев, «Проблемы манипуляции»).
Во многом генерические подходы к формированию стратегий сходны с аналитическими подходами. По крайней мере, формулирование стратегии опирается на изучение и анализ ситуации.
Сильные стороны | Слабые стороны |
---|---|
Опираются на концептуальную базу политтехнологии | При этом взгляд на политтехнологии может быть «зашорен» концептуальной субъективной базой политтехнолога |
Используется набор хорошо отточенных приемов | Набор может быть узким и ограниченным |
Четкий анализ имеющихся ресурсов, предвыборной ситуации, позиции кандидата и его соперников | В незнакомой, непрвычной ситуации политтехнолог либо теряется, либо действует наугад. |
Постановка целей и задач чаще всего формальна, или вовсе отсутствует (цели как бы «само собой разумеются», выносятся «за скобки») | |
Нередко упускается из виду оригинальность, неповторимость ситуации |
По личным ощущениям, а об объективных данных говорить не приходится, генерические стратегии, по крайней мере, наиболее простые формы, занимают прочное место в практике организации и проведения избирательных кампаний.
4 Comments