Пропагандистская модель коммуникации
Модель коммуникации, в которой автор сообщения и его источник разделены. При этом автор использует свойства источника (его авторитет, к примеру) в своих целях (см. рис. «Пропагандистская модель коммуникации»).
Рис. «Пропагандистская модель коммуникации»
Это означает, что автор агитационного сообщения не всегда то же лицо, что называет себя автором, а, по сути, является лишь ретранслятором сообщения (тем, кто его «озвучивает»). Этот прием применяется как в «белой» агитации, так и в контр-технологиях.
Простой пример. Штаб поддержки кандидата выпускает листовку от имени какой-нибудь общественной организации (союза ветеранов или союза солдатских матерей, к примеру), в поддержку кандидата. Очевидно, что автором является штаб, эта листовка нужна штабу, но заявленное авторство принадлежит общественной организации (она является источником), поскольку агитация за кандидата ведется от ее имени. А для распространения сообщения используется информационный канал, созданный штабом.
В контр-технологиях («грязный PR»), сообщения, распространяемые от имени другого (который может и не знать об этом сообщении, а может вообще не существовать), называются «черными». К примеру, «черная» листовка — это листовка втихушку выпущенная штабом одного кандидата против другого (где он может обвиняться во всех смертных грехах) и подписанная третьим. Очевидно, что штаб, выпустивший эту «черную» листовку использует для ее распространения не свои коммуникационные каналы, а создает специальный канал коммуникации.
Другой вариант пропагандистской модели называется легитимным вариантом (см. рис. «Легитимный вариант пропагандистской модели коммуникации»). Суть его в том, что автор сообщения размещает его в легальном, независимом источнике, а после этого вроде бы как только «цитирует» тот источник. Схематично это изображено ниже:
Рис. «Легитимный вариант пропагандистской модели коммуникации»
При этом решается несколько задач. Во-первых, ответственность за содержание сообщения переносится на легитимный источник сообщения.
Во-вторых, меняется окказиональность сообщения. Если материал напечатан в каком-либо агитационно-печатном издание, то это — агитация, а если в независимом издание — то это может быть независимое расследование, объективный взгляд и т. п. То есть отношение к содержанию совершенно другое.
В-третьих, при этом можно использовать престиж легального источника. Если о кандидате в мэры города пишет одно из центральных изданий, а потом копии этих материалов ложатся в каждый ящик, то у жителей города должно возникнуть ощущение, что кандидат — политик федерального масштаба. А копии «в каждый ящик» нужны для того, чтобы решить проблему крайне малой широты охвата федерального издания в провинции. В небольшой город может поступать всего-то несколько экземпляров этого издания.
1 Comment