Руководитель избирательной кампании
Руководитель избирательной кампании — лицо, осуществляющее управление избирательной кампанией.
Руководитель кампании, наряду с генеральным консультантом, относится к «первым лицам» в структуре избирательного штаба и всей кампании в целом. Вместе с руководителем кампании он осуществляет общее руководство избирательной компании: он принимает решения, ставит задачи и координирует работу всех подразделений, контролирует выполнение решений. В ведении руководителя кампании лежит бюджетное и казначейское планирование кампании, составление (совместно с генеральным консультантом) плана и графика кампании, графика платежей и поступления денег в бюджет кампании.
Именно руководитель избирательной кампании, как правило, отвечает за коммуникации с кандидатом и заказчиком (заказчиками) кампании. В его компетенции находится организационная и финансовая сторона кампании. В его подчинении находится начальник штаба (если эти функции разделены) и другие «орги» (организаторы).
В задачи руководителя избирательной кампании входит координация всех структурных подразделений, всех звеньев цепи, контроль над их деятельностью. Так же на нем могут лежать контакты с избирательными комиссиями (формальные и неформальные). Организация работ и контроль над их исполнением в рамках спецпроектов. Руководитель компании так же организует использование административного ресурса, за все контакты, необходимые для этого.
Один из нерешенных в данный момент вопросов — вопрос о том, кто же является руководителем кампании. Существует два подхода со своими достоинствами и недостатками. Первый. Сам кандидат и руководит кампанией. Иногда это вынужденная мера (элементарное отсутствие денег, экономия на команде), иногда — сознательная позиция, особенно на крупномасштабных выборах. Руководство кампанией может быть сосредоточено в руках кандидата из-за боязни и/или неспособности команды взять ответственность на себя. С одной стороны, такой вариант снимает ответственность за результат с политконсультантов, в том числе и за всю «чернуху». Но, во-первых, кандидат, как правило, не имеет достаточного опыта организации и проведения избирательных кампаний. Поэтому в таких кампаниях бывает большое количество элементарных ошибок, вызванных непрофессионализмом руководителя. Во-вторых, самому кандидату трудно отстраниться от самого себя (многие ли способны критично взглянуть на себя со стороны). Невозможность взглянуть на себя со стороны делает крайне затруднительным эффективное формирование имиджа кандидата, идеологии и риторики кампании. К тому же иногда требуется значительная коррекция имиджа. Положение усугубляется еще и тем, что кандидат-руководитель ориентируется в принятии решений на собственные вкусы и представления. Желание «светиться» по телевизору или рядом со звездами эстрады (ну когда еще представится такая возможность) склоняет кандидата-руководителя в пользу дорогостоящих и неэффективных (если даже не вредных) способов в ущерб эффективным.
Руководство кампанией, сосредоточенное в руках политконсультанта, лишено вышеперечисленных недостатков. Политконсультант обладает бòльшим профессионализмом и бòльшей свободой маневра. Но критики этого подхода говорят о «кампании без кандидата», мол, преследуя цель победить, политконсультант часто «забывает» о кандидате, слишком вольно обращаясь с его имиджем.
Еще одной стороной вопроса о руководстве избирательной кампанией является вопрос о том, можно ли политконсультанта назвать субъектом политического процесса? Какую роль он играет в политике? Активно ли политконсультант влияет на политику, или его роль сходна с ролью адвоката в судебном процессе? То есть его задача представить кандидата в лучшем свете, но за деяния отвечает все же сам кандидат? А эта проблема связана с проблемой ответственности и за победу: победить может только сильный политик, или же сильный консультант может привести к победе и слабого политика? И с проблемой ответственности за «чернуху»: кто отвечает за разгул «грязных технологий»? Политик, который ради победы готов прибегнуть к любым методам борьбы, или политконсультанты, творящие за спиной кандидата непристойные вещи.
Позволю привести себе одно сравнение. В советские времена за деятельность предприятий и организаций отвечали «тройки»: начальник или руководитель производства, парторг (или комсорг) и профорг. Во многом организация и управление производственным процессом (производство массовых агитационных коммуникаций) совпадает с работой такой «тройки». Генеральный консультант разрабатывает идеологию и генерирует творческие решения. Начальник штаба — это по преимуществу хозяйственная должность, он организует производственный процесс. Руководитель же кампании — управленческая должность, от него зависит координация всех действий, своевременное пополнение бюджета, взаимоотношения с кандидатом и заказчиком.
Функциональные обязанности руководителя кампании:
- Общее руководство избирательной компании;
- Разработка структуры избирательного штаба;
- Координация деятельности всех подразделений;
- Контроль над деятельностью всех подразделений;
- Взаимоотношения с кандидатом, заказчиками кампании;
- Контакты необходимые для использования и управление использованием административного ресурса;
- Расчет сметы кампании;
- Бюджетное, казначейское и организационное планирование кампании.
1 Comment