Слухи

Передача эмоционально значимых для избирателя сообщений по каналам межличностной устной коммуникации.

Слухи являются самымнеконтролируемым и трудноуправляемым видом коммуникации: невозможно отследить источник возникновения слухов, привлечь к ответственности их автора и распространителей. Определенные трудности представляет выявление и отслеживание слухов. Опровержение слухов может вызвать только их усиление и более активную циркуляцию, поскольку в массовом сознании срабатывает логика «раз опровергают, значит — правда» или «нет дыма без огня». Для опровержения слухов необходимо пользоваться совершенно другими технологиями, сходными по тактическим приемам с технологиями, используемыми в кризисных ситуациях. Например, создание более яркого события, которое отвлечет от причины слухов. Можно обвинить в распускании слухов соперников по принципу «кто боится кандидата N***»
и, соответственно, демонизировать соперника. Можно запустить контрслух и т.п.

Возникновение слухов также неконтролируемый самопроизвольный процесс. Часто слухи являются результатом народного творчества. Для их возникновения необходимо выполнение двух условий — интерес аудитории к теме и дефицит официальной информации по ней. Дефицит может возникнуть из-за элементарного отсутствия информации, подавления (цензурой или нормами морали) некоторых тем или из-за недоверия к источнику информации. Например, на одной из кампаний слухи о том, что у кандидата дочь — мать-одиночка возникли из-за отсутствия в семейно-елейных материалах упоминаний о зяте. А страсти по мелодрамам в наших людях неистребимы. Достаточно вспомнить популярность мексиканских «мыльных опер».

Причиной может быть медленное срабатывание официальных средств массовой коммуникации: событие уже произошло, а его освещение или комментарии к нему отсутствуют, то ли потому, что газеты долго печатаются, или в штабе кандидата не знают, как реагировать на событие.

Естественно, что слухи используются как инструмент предвыборной агитации, точнее контрагитации, особенно их любят пускать сторонники концепции информационных войн. Существует несколько механизмов запуска слухов — с помощью «слухачей», «черных» или «серых» листовок, через легальные СМИ (в форме утечки). При сочинении слухов необходимо учитывать следующие особенности «сарафанного радио» и массового сознания:

  • Простота. Слухи — это простые по содержанию сообщения;
  • Черно-белое мышление. Массовое сознание использует довольно простые схемы: «хороший — плохой», «красный — белый», «да — нет». К тому же все события подгоняются под простые мелодраматические сюжеты.
  • Сглаживание углов. Сложные и маловажные с точки зрения массового сознания детали опускаются.
  • Выпячивание. Оставшиеся детали всячески преувеличиваются и даже гиперболизуются: «украли имущества не на десять, а на сто тысяч».

К несомненным преимуществам распространения слухов относится их анонимность. Никогда нельзя быть уверенным, что ты общаешься с источником слуха, а не с его переносчиком. А значит, распространяя слухи, можно быть «безответственным»: с помощью слухов можно распространять сообщения, которые бы никто не стал распространять с помощью других каналов. Поэтому слухачей чаще всего используют в контр-технологиях (черный PR).

Из недостатков следует отметить малую полноту охвата. К тому же очень часто такая агитация оказывается одноколенной: слух дальше его источника не расходится. Все-таки «угадать» слух бывает не просто. К тому же «черная листовка» при всех преимуществах «безответственных» сообщений, по полноте охвата значительно превосходит слухачей.

Похожие статьи:

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.