Социальная группа

Совокупность индивидов, объединенных по какому-либо признаку. Совсем не обязательно, чтобы члены одной социальной группы были знакомы друг с другом, вступали в контакт друг с другом. Деление общества на социальные группы или выделение в обществе какой-либо группы произвольно, и осуществляется на усмотрение социолога или любого другого эксперта. Поэтому можно сказать, что деление общества на социальные группы производится в зависимости от целей, которые преследует эксперт.

Дж. Грюниг выделяет два типа групп — латентные (скрытые) и активные. Латентные группы, несмотря на наличие объединяющих признаков у их членов, не осознают себя в качестве групп, не ведут себя как группы, и наличие общих признаков с другими членами никак не влияет на поведение и мышление членов этих групп. Дж. Грюниг выделяет три фактора, превращающих латентные группы в активные:

  1. Признание наличия проблемы. Для членов группы характерен поиск информации, поиск людей с похожими проблемами.
  2. Признание наличия ограничений, как внешних, так и внутренних. Причем ограничения могут быть различными — от недостатка денег до невозможности выехать за границу.
  3. Отчужденность от предмета, точнее различный уровень вовлеченности в тот или иной социальный процесс.

Гуманитарные технологии, направленные на активизацию групп, то есть на превращение латентных групп в активные, О. Матвейчев называет провокацией субъектности.

Дж. Грюниг выделяет четыре вида социальных групп:

  • Универсальные социальные группы проявляют активность практически по всем вопросам. К таким группам можно отнести политические партии и общественные движения. Другой универсальной группой, правда, в отличие от партий, не имеющих своей формальной организации, являются руководители крупных предприятий. Их социальная активность объясняется двумя факторами — статусом и компетентностью, частью которых является ответственность за деятельность предприятия и его сотрудников.
  • Для апатичных социальных групп, наоборот, характерно безразличие практически к любой проблематике. У нас бы сказали, что объединение в данные группы проходит по психологическим признакам. Один из примеров таких групп — люди (как правило, женщины) старшего поколения с низким уровнем образования. Апатичность этой группы протекает из-за феномена, который мы вслед за П. Бурдье назовем «делегированием компетентности». Эта группа признает за собой полную некомпетентность в формулировании и разрешении проблем и делегирует свои полномочия другим группам.
  • Специализированные группы проявляют свою активность лишь по ряду проблем, иными словами в проявлении своей активности у этих групп есть своя специализация. Примерами могут служить различные «зеленые» и экстремистские (что, иногда, одно и то же) движения. Другим полюсом специализированных групп являются профсоюзы, изначально ограничивающие сферу своей активности.
  • Конъюнктурные группы реагируют лишь на актуальные, «модные» темы. Их активность может быть и регулярной, просто вопросы, по которым они проявляют активность, всегда находятся «в топе», в «повестке дня».

Приняты также различные подходы к определению социальных групп и членов, в них входящих (см. «Подходы к определению социальных групп»). Некоторая сложность заключается в определении латентных групп. Если в случае активных групп ясно, что их объединяет, то объединяющие признаки латентных групп существуют лишь в потенции, и всегда есть риск неправильно определить то, что может превратить латентную группу в активную, и наоборот — не заметить того, что способствует такому превращению.

Похожие статьи:

3 Comments

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.