Мозговой штурм

Одна из креативных технологий, целью которой является поиск новых, оригинальных, нестандартных или креативных решений той или иной проблемы.

Названием «мозговой штурм» обозначают различные креативные технологии, направленные на поиск творческих идей. Несмотря на то, что таких технологий и методик несколько, между ними не делается различий. Причина, по-видимому, в том, что каждый консультант или команда, один раз, по наитию, нащупав какую-либо методику, ее постоянно использует и называет ее мозговым штурмом.

Главными условиями всех креативных технологий являются свободный поток идей, отсутствие критики пришедших идей, точнее, идеи сначала генерируются по принципу «чем больше, тем лучше», а критический их разбор осуществляется позже.

Попытаемся описать основные технологии, применяемые для поиска творческих идей. Естественно, что их разграничение и названия условны.

Мозговой штурм был, пожалуй, первой из оформившихся креативных технологий, быть может, поэтому название закрепилось за всеми ними. Мозговой штурм – это технология коллективного творчества. Вся команда собирается вместе за «круглым столом» и обсуждают одну четко сформулированную тему. Естественно, что направление обсуждения задается проблемой, которую необходимо решить. Главный недостаток метода – трудности управления процессом. Несмотря на теоретический запрет на критику, оценка идей на практике происходит тут же, поэтому пакет готовых идей формулируется в ходе обсуждения. к тому же, как правило, на таких штурмах отсутствует модератор. А в отсутствии модератора при коллективном обсуждении люди быстро устают, и штурм заканчивается достаточно быстро – самое большее минут через тридцать. к достоинствам метода можно отнести катализацию, дополнительное стимулирование творческого процесса в группе.

Синектика является модификацией технологии мозгового штурма. Для этой методики снимается запрет на обсуждение в русле одной темы, одной проблемы. Темы могут свободно «гулять» в ходе обсуждения, уходя время от времени далеко от первоначальной. Поиск решений проблемы осуществляется порой по принципу «от обратного». Этому методу присущи те же достоинства и недостатки, что и мозговому штурму.

Метод эвристического мышления – метод одиночек. Консультант садится один на один с белым листом бумаги и пишет на него все мысли, какие только приходят в голову. в принципе, метод лишен недостатков мозгового штурма – обдумывание идей может продолжаться сколь угодно долго, не надо собирать вместе несколько человек и стимулировать их к работе, а местом обдумывания может быть и ванна, и общественный транспорт. к тому же метод гораздо гибче, чем мозговой штурм – всегда можно отказаться от одной творческой идеи в пользу другой, пришедшей позже. Но творческих стимулов в этом методе гораздо меньше. Несмотря на это, он используется не реже, если не чаще, чем коллективный мозговой штурм.

Метод интервью. в данном случае для стимулирования творческой деятельности используется неформальное интервью с кандидатом, заказчиком, или любым другим человеком, выступающим в роли эксперта. С ним беседует консультант или команда консультантов, используя либо метод неформального интервью, либо слабо формализованные формы интервью.

Метод обороны. Этот метод был опробован в ходе тренингов агитаторов. И хотя перед тренингами стояли другие задачи, все же в ходе их удалось найти множество удачных творческих решений. Задачей агитаторов во время дискуссии было нападать на доверенное лицо или самого кандидата, задавать ему самые неудобные вопросы. Поскольку это происходило в ходе психологических тренингов, агитаторы чувствовали себя достаточно раскованно и своими вопросами хорошо стимулировали поиск идей. к тому же часть идей предлагали сами же агитаторы. От модераторов лишь требовалось направлять мысль в нужное русло. к несомненным достоинствам метода можно отнести тестирование идей тут же, так сказать, «не отходя от кассы». Плюс ко всему – идеи не надо доносить до работников штаба, поскольку практически все они присутствовали на тренингах. к тому же, поскольку оставалось у агитаторов ощущение того, что именно они все эти идеи придумали сами, они становились их горячими сторонниками. Недостатками метода можно считать его организационную сложность и дороговизну. Но из всех нам известных методов, этот можно считать самым продвинутым.

Возможны любые комбинации этих методов. Допустим, несколько человек, каждый сам по себе, нарабатывает багаж идей методом эвристического мышления. После этого их обсуждение продолжается либо «за круглым столом» (используя технологии мозгового штурма), либо передаются друг другу для «самостоятельной работы» каждого над чужими идеями (слава богу, есть Интернет, факс, телефон и другие средства оперативной связи). в западной литературе упоминаются также и другие методы генерирования идей, но даже теоретически они выглядят крайне сложными, а на практике мы их не встречали ни разу.

Похожие статьи:

3 Comments

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.