Огненная мистерия Проханова

Творчество Проханова надо изучать на кафедрах психопаталогии или психоанализа. Каждая строка описывает фантазии, причем паталогические фантазии. Прямо начиная с первой фразы: «Победа — огненная, святая, божественная». Это же не метафора, это мистическое видЕние про священный очищающий огонь. Проханов сжигает «советские батальоны и полки» в этом огне ради какого-то мифического очищения. Зачем, казалось бы проходить процедуру очищения через сожжения тем, что борется за правое дело?

 

Одиннадцатый сталинский удар. А. Проханов

izvestia.ru

Писатель Александр Проханов — о нашем новом Дне Победы.

Очищение нужно врагу, который напал на нас, ну вроде бы так было бы логичнее. Но нет. С каким паталогичесиким наслаждением он сжигает советских солдат: «Танкисты, сгорая в Т-34, продолжали стрелять…», «Лётчики, охваченные пламенем, пикировали…», «когда еще дымились угли сожженных деревень и селений», «бэтээры поливают огнем Славянск», «сорок русских мучеников сгорели заживо», «раненый ополченец слабеющей рукой бросает бутылку с зажигательной смесью». Тема огня продолжается и дальше: «вновь стал распускаться алый бутон, раскрылся дивный алый цветок». Вчитайтесь внимательнее. Во всем тексте нет ни одной трагической нотки, только экстатические призывы бросить танки на врага. Только паталогические порывы бросить ради очищения людей в огонь.

что мифология не обошлась без христианских образов, языческий огонь подмешивается к христианским мифам. «Пили его волшебные соки» — это же явная аллюзия на кровь христа. «Победа света над тьмой, любви над ненавистью, рая над адом», — тоже вроде все прозрачно. Да и образ врага взят из «библии для бедных»: «уродливый эмбрион с волосатым лицом и черными рожками». Ну и естественно, что венчается все божественным даром: «за наши труды и веру Господь послал нам Крым».

Конечно, Проханов никакой не политолог или историк. Его даже публицистом назвать нельзя. Он мистик сталинизма. Его тексты — это описание его мистических видений. Но видения эти не трагичны, а экстатичны. Они полны эротизма (чего только метафора алого цветка стоит), они языческие, он поклоняется своим языческим богам и идолам.

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.