Трудночитаемый дизайн против легкочитаемого

Вчера общались с одним руководителем дизайн-студии, поговорили о выборах, о рекламе и пиаре. Разговор уперся в тему дизайна, новых форм, в том числе и тех газеток, что издаются серьезными тиражами накануне дня голосования, всяческих экспериментов. Я ему показал видеоролик польского дизайнера Яцека Утека (Агитационная газета: «набор буков» или дизайнерский объект?). Пафос моей речи сводился к тому, что нет необходимости «рисовать» газету по клеточкам, как это делают верстальщики: четыре или пять колонок, в которых аккуратно размещены текстовые блоки и иллюстрации. Я говорил, что фотография не обязательно должна быть прямоугольной, что можно вырезать из нее объект и заиллюстрировать им целую полосу. Что тексты можно «кидать» на полосу блоками и исходя из целостности полосы выбирать, где будет расположен заголовок, сколько будет колонок и т. п. Словом, я выступил адептом неструктурированной верстки. Не такой как у Девида Карсона, но его идеи понятны. Далее я изложу аргументы и контр-аргументы верстки без структуры и модулей.

Трудночитаемый дизайн в pr против легкочитаемого

Первый аргумент касался скорости верстки. Вроде как модульная верстка сильно экономит время. Не согласен. Нет разницы как верстать: заверстывать ли текст в ровные ящички и прямоугольнички или не пользоваться ими. Есть свободное место — пихаем туда фрейм с текстом и расставляем заголовки, лиды, выноски и прочие элементы. Получается верстать даже быстрее, поскольку нет необходимости подгонять все элементы под строгие кирпичики модульной сетки. Больше свободы в верстке — меньше времени на верстку.

Будет ли такой текст легким для восприятия? — этот вопрос тоже мы обсудили. В защиту модульной, хорошо структурированной верстки коллега привел следующие аргументы. Вспомнил он, что газета с телепрограммой, «Телегид» вроде, меняла пару раз верстку сетки телепрограммы на неделю. Так он каждый раз не мог найти что там и где. Тоже аргумент не очень. Структурированность информации нужна там где этой информации много, и есть необходимость эту информацию что называется «по запросу» быстро найти: в энциклопедиях и словарях, например. Но газету на выборах печатают не для того, чтобы в ней искать информацию, а для того, чтобы эту информацию донести И, кроме того, есть разные способы информацию структурировать и без модульной сетки: выделяя важные места с помощью полужирного шрифта, оформляя какие-то вещи с помощью списков или других дизайнерских и оформительских приемов, которых я уже касался в статье Ода листовке. Иными словами, распихать текст по ровным и красивым прямугольничкам — не единственный способ его структурировать. Как раз дизайн может создать более сильные и эффективные, если не сказать эффектные, способы его структурироваия.

И еще раз повторюсь, что причин боятся того, что избиратель или потребитель запутается в тексте нет. Современный человек уже привык к формату текста в два абзаца, к блоговому формату текста. «Не асилил. Многа буков», — вот девиз современного читателя. Так что и тексты в предвыборной газете должны быть короткими. На кой ляд писать интервью с кандидатом на целую полосу, к тому же если тема интервью «не о чем и обо всем»?Лучше создать несколько коротких «постов» и разместить их на полосе в количестве четырех или пяти штук. А обладая короткими текстами, мы получаем бÓльшую свободу в верстке!

Не обошлось и без дискуссии о том, будет ли текст удобоваримым, удобным для чтения? Коллега предложил мне такую аналогию — ты выносишь мусорный мешок из дома и не находишь мусорный ящик, приходится его искать, тратить на это время. Так это-то и хорошо! Кто сказал, что типографика должна быть незаметной для глаза, что верстка текста должна быть направлена на легкость его восприятия, не доставлять неудобств его читателю, быть максимально комфортной? Разве с вам не случается, что вы не помните, закрыли ли вы дверь выходя из квартиры только потому, что это действие доведено до автоматизма и ничто не сбивает вас с наезженной колеи? Легкий для чтения текст легко забывается! К этому ли мы стремимся? Нет. Мы стремимся совершенно к обратному — читатель должен запомнить текст, он должен скрести его взгляд, царапать его мозги с тем, чтобы остаться там надолго!.

Подводя черту могу сказать, что я не вижу никаких препятствий для того, чтобы верстать предвыборную, да и не только предвыборную, газету по-другому!

Похожие статьи:

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.