Агитатор
Работник предвыборного штаба (см. «Превыборный штаб»), нанимаемый чаще всего за деньги. В круг его обязанностей входит устная агитация методом «от двери к двери» по адресной базе, хотя возможны и другие варианты их использования. Агитаторы — достаточно сложный коммуникационный инструмент, их использование требует тщательной проработки технологии от политконсультанта. Поэтому агитаторы очень редко используются по назначению и с максимальной эффективностью. Тому есть несколько причин.
Работа агитатора требует от последнего высокой квалификации, хорошего владения языком, знания основ риторики и теории аргументации.Подготовка и тренинги требуют, кроме всего прочего, времени на подготовку. А его в скоротечных кампаниях мало. К тому же консультанты и работники штаба почему-то думают, что агитатор (который и фамилию кандидата-то еще как следует не выучил) сам знает, что нужно говорить избирателю. Поэтому и получается, что агитаторов используют как разносчиков литературы, но не по ящикам, а в руки. Среди нанимаемых штабом работников не так уж много людей с хорошей квалификацией, поскольку работа в штабе — это приработок.
Для преодоления этих проблем существуют следующие технологии.
Первое. Предусмотреть повод для визита агитатора. Пусть агитатор стучится в дверь с целью проведения опроса общественного мнения, выявления проблем квартала, сбора подписей в поддержку какой-нибудь инициативы. Конечно, повод — это не агитация, но необходимо разработать примерный сценарий диалога агитатора с избирателем, где обязательно отвести значительное место и агитации за кандидата и его программу.
Второе.
Провести психологические тренинги с агитаторами. Перед психологами,
проводящими тренинги, мы ставим обычно следующие задачи:
- Навыки дискуссии и выстраивания аргументации. Одно из важных умений агитатора — способность выстраивать аргументы и контр-аргументы, умение возражать и быстро находить подходящие слова.
- «Поддерживающие» тренинги. После двух-трех недель работы агитатор, как правило, выдыхается, наступает психологическая усталость. Поэтому нужны дополнительные стимулы для работы, нужна свежая струя в работе штаба. Здесь мало одних психологических фишек, нужны еще и агитационные идеи.
- Изменение мотивации с денег на кандидата. Надо честно признаться, что агитаторы приходят в кампанию для того, чтобы заработать денег. Мало кто из них верит в какие-то лозунги, в то, что кандидат говорит. Прежде чем агитатор пойдет в чем-то убеждать других, его самого надо убедить. Интенсивные тренинги (не менее трех дней по восемь часов) — самое лучшее место для этого. Практика показывает, что тренинги позволяют радикально изменить ситуацию.
- Снятие раздражения и негатива. Даже если среди ста избирателей попадется лишь один «крикун» и хам, то после общения с ним агитатор не сможет работать дальше, и раздражение от общения с таким избирателем надолго выбьет агитатора из колеи. Необходимы специальные навыки для того, чтобы справиться с ситуацией.
- Коммуникативные навыки также необходимы агитатору в работе — умение «войти» в беседу, умение вести беседу не раздражая собеседника (ведь агитация — это вмешательство в частную жизнь).
И коль работу агитаторов мы считаем коммуникационным каналом, приведем коммуникационные характеристики этого канала. Использование агитаторов — инструмент точечный, трудно с его помощью добиться большой полноты охвата. Но его достоинство — высокая избирательность. Имеет смысл агитировать тех, кто еще сомневается, и не сделал выбора. Агитируя своих сторонников, порою можно достичь отрицательного эффекта, а переубедить чужих сторонников практически сложно, если не невозможно. В содержательном плане агитаторы, пожалуй, — самый гибкий инструмент (если квалификация агитаторов соответствующая). По цене контакта использование агитаторов не самый дешевый инструмент, но тем не менее по качеству при грамотном подходе один из самых эффективных.
2 Comments