Командные стратегии
Ряд стратегий ведения предвыборной агитации, делающий акцент на работе команды.
В практике ведение избирательной кампании всегда можно выделить комплекс действий, сосредоточенных на команде политтехнологов, на работниках штаба и т. п. в некоторых случаях это может быть просто выбор политконсультанта или команды политконсультантов, в других – целый комплекс по подбору кадров, формированию «командного духа» и тому подобных практик.
Разберем основные работы, объектом которых является команда, штаб и все работники штаба.
Первым шагом является выбор команды (или одного консультанта), и шире – выбор круга тех лиц, что непосредственно будут управлять и руководить ходом избирательной компании. в их компетенцию будут входить все управленческие решения: от планирования до ответственности за предпринятые или не предпринятые шаги. Необходимо принять решение, кто будет «делать кампанию». Вариантов может быть несколько:
- Руководит компанией сам кандидат. Политтехнологам, рекламным и прочим агентствам он поручает подряды на часть работ: выпуск печатных материалов, съемка и размещение видеоклипов и т.п.
- Руководит компанией будет приглашенный консультант или группа консультантов.
- Руководить компанией будет «свой человек» (политолог или подчиненный) из «ближнего круга» окружения кандидата, «доказавший свою преданность».
- Выбор может быть сделан в пользу административного ресурса и чиновников. в данном случае подразумевается, что чиновники будут работать в рамках своих служебных обязанностей.
Немалая роль в этом процессе (выбор команды) играет предвыборная дипломатия, направленная на создание коалиций; на то, чтобы заручится поддержкой, стать самому членом команды (попасть, к примеру, в «предвыборный список Губернатора»), или даже «спросить разрешение», к примеру, у Главы региона баллотироваться в законодательный орган.
Второй шаг, как правило, упускаемый из-под контроля, а полномочия делегируются среднему звену, — это наем непосредственных исполнителей от райтеров и дизайнеров до работников низшего звена, расклейщиков, разносчиков и т.п. и здесь возможны варианты. Можно брать в расчет подчиненных по административной вертикали: дворники, учителя, работники предприятия и т.п. Возможен вариант мобилизации всех знакомых, всех знакомых знакомых и т.д. Получить обещания со знакомых директоров и управляющих, что «все будет в порядке: как скажу так и проголосуют». а возможен вариант простого найма по объявлениям. Селекция варианта осуществляется согласно системе ценностей лица или лиц, принимающих решение, их понимание политтехнологий. Это может быть логика «они от меня зависят – как скажу так и будет» или «надо брать только проверенных людей». Возможна так же логика, апеллирующая не к преданности или зависимости, а к эффективности и профессионализму: «люди сейчас работают только за деньги» или «наемный специалист справится с задачей лучше, чем преданный человек, не имеющий опыта избирательных кампаний».
Третий комплекс решений и практик касается выработки командного духа, командной культуры. Естественно, что эта работа зачастую сводится к минимуму. Среди подобных практик можно назвать следующие:
- Встречи и беседы самого кандидата с работниками штаба, в том числе и рядовыми. я был свидетелем и таких кампаний, где кандидат не общался ни с кем, кроме небольшого числа избранных; и таких, где политик даже не во время выборов организовывал выезды всех своих агитаторов на пару дней на турбазы.
- Некоторые «спонтанные» практики, направленные на повышение командного духа, сплоченности, эмоциональную разрядку и т. п. Как правило, такие «спонтанные» практики заключаются в совместных мероприятиях: от игры в футбол до «выпивания» спиртных напитков.
- Особые тренинги с привлечением психологов. Психологические тренинги могут охватывать и низшее звено (агитаторов), а могут касаться только самого кандидата и его «ближнего круга» (штабной верхушки). Целями тренингов могут быть:
- Повышение командного духа и сплоченности;
- Повышение эффективности работы агитаторов (коммуникационные, риторические навыки, навыки аргументации);
- Эмоциональная разрядка кандидата и его «ближнего круга».
При этом мы говорим о целенаправленном формировании «командного духа», поскольку в других семействах стратегий формирование командного духа может проходить стихийно.
Если использовать метафоры, то командные стратегии можно отнести к стратегиям ремесла, уменья, в отличие от искусства стратегии или науки стратегии.
Подводя черту, перечислим те факторы, те решения и принципы управления, которые оказывают значительное влияние на поведение всей агитационной структуры.
- Принципы формирования команды политконсультантов, руководителей кампании. Как уже отмечалось, такими принципами могут быть принцип зависимости (расчет на подчиненных), принцип преданности (расчет на тех, «кто доказал свою преданность»), принцип компетентности и профессионализма (расчет на наемные команды). В основе подбора лежит ответ на вопросы: «кому доверить?», «кто приведет к победе?» и т. п.
- Принципы найма низшего и (нередко) среднего звена работников штаба. Сам процесс найма, как правило, делегируется среднему звену («оргам», «полевикам»), но в компетенции руководителей избирательной кампании может остаться ряд решений: где, как и кого рекрутировать.
- Принципы оплаты труда. в определении этих принципов также существует несколько подходов: от «ничего не платить, потому что они и так не меня работают», до достаточно изощренных систем оплаты труда, включающим премиально-штрафную систему, сдельную и повременную оплату.
- Дисциплина. Поскольку на практике штабы отличаются своей дисциплиной, то имеет смысл включить и этот пункт. Дисциплина – это и субординация в штабе, и принципы принятия и исполнения решений, скорость и точность этого исполнения. в рубрику «дисциплина» можно включить и мотивацию сотрудников штаба, и их квалификацию.
- Мотивация. Во многом описание принципов мотивации опирается на первые четыре пункта. Если предусмотрена достаточно сложная система оплаты труда, то подразумевается, по крайней мере неявно, что главным мотивом является желание заработать. Если расчет идет на административный ресурс или на собственных сотрудников, то расчет идет на личную зависимость и/или преданность. Возможна работать над мотивацией, менять мотивы – для этого проводятся всевозможные тренинги, мероприятия, направленные на формирование командного духа и т.п.
- Оргструктура штаба. Решение о структуре штаба чаще всего принимаются руководством кампании. На кампаниях небольшого уровня (округа до 100 тыс. избирателей) создается, как правило, линейная структура штаба с четкой и простой иерархией подчинения и распределения обязанностей и ответственности каждого работника. На выборах крупного масштаба (губернаторские) структура больше похожа на дивизионную: работает несколько команд, может быть из разных регионов, каждая из команд отвечает за свой фронт работ (функциональное или географическое деление), за свой круг полномочий. Бывают и различные вариации на темы матричной структуры. в структуре реализовано двойное управление: по функциональному (создание агитпродукции, ее распространение, работа со СМИ, организация встреч кандидата с избирателями) и по географическому (дробление на муниципальные образования, населенные пункты или даже участки) принципам. Как правило, на выборах крупного масштаба создание структуры редко бывает осознанным и целерациональным видом деятельности. Чаще всего структура создается спонтанно, по принципу «как выйдет».
В отличие от других, командные стратегии – это стратегии формирования, а не формулирования (то есть стратегия определяет поведение, но при этом она не артикуирована). Трудно отрицать тот факт, что стратегия – это поведение даже в большей степени, чем размышления о нем, чем кабинетный набор идей. и поведение всего предвыборного штаба, всей созданной агитационной структуры неминуемо оказывает влияние на исход борьбы. Особенно это касается тех случаев, когда предвыборная кампания лишена оригинальной и яркой политтехнологической идеи, а вполне укладывается в рамки шаблонных стратегий. к тому же в последнее время в кругах политконсультантов бытует мнение, что хорошо работающая структура способна противостоять и административному ресурсу, и рисковым стратегиям, и вообще, без нее не победить.
Для командных стратегий характерен принцип «стратегия следует за структурой». То есть торжествует принцип: «сначала необходимо создать рабочую структуру, а потом мы найдем, чем ее занять».
В таблице, приведенной ниже, перечислены сильные и слабые стороны командных стратегий
Сильные стороны | Слабые стороны |
Штабная структура – хорошо отлаженный механизм | Штабная структура напоминает «автомобиль без шофера»: для продвижения есть все средства, но неизвестно, куда двигаться |
Способны быстро реагировать на изменение ситуации | Не способны перестраиваться в ответ на изменение ситуации |
Способны противостоять активной контр-работе соперников | Мало внимания уделяют стратегиям соперников |
Выделение данного комплекса практик в отдельную рубрику не очевидно даже для автора. Командные стратегии лишены таких, на первый взгляд необходимых, атрибутов стратегии, как планируемость, осознанность и телеологичность (целеполагание). За редким исключением психологических тренингов, командные стратегии не фигурируют в качестве причин, или хотя бы условий победы на выборах.
Комментарии