Шаблонные стратегии

Определение слова Шаблонные стратегии
Шаблонные стратегии — стратегии ведения предвыборной кампании, копирующие общепринятые ходы, приемы, слоганы и другим образцам ведения агитации.

В отношении шаблонных стратегий слово «стратегия» употребляется не в смысле «план действий» (осознанный, продуманный, организующий связку из начальных условий, целей и путей их достижения), а употребляется в смысле модели поведения, часто не подверженной рефлексии, модели, которой придерживаются опираясь на привычку, на традиции, «поскольку все так делают»…

Шаблонные стратегии глубоко укоренены в практике организации и проведения избирательных кампаний. Происходит это потому что большинство консультантов «продают» в первую очередь именно свои навыки, опыт, умения. А заказчики именно их «покупают». Таким образом существует негласный договор о том, что именно различные «кейсы» (применявшиеся уже не раз приемы, ходы, листовки и клипы) представляют ценность для обоих сторон. Подбор консультантов, поэтому, осуществляется именно по такому принципу, мол, расскажите о примерах других кампаний, а что вы делали на других кампаниях и т. п. И важнее оказывается даже не столько количество успешных кампаний или, тем более, степень «продвинутости» команды политконсультантов, сколько количество кампаний именно в этом регионе или кампаний именно этого уровня.

Модель поведения, характерную для шаблонных стратегий, вполне можно классифицировать как традиционную в смысле социологии М. Вебера (другие модели — целерациональная, ценностнорациональная и аффективная). Традиционное поведение основано на подражании тем или иным образцам, закрепленным в практике проведения избирательных кампаний. Оно (поведение), как правило, не подвержено рациональной критике, не в последнюю очередь из-за слабой концептуальной и теоретической базы.

Само ведение кампании политконсультантами-«традиционалистами» имеет характер практически автоматического процесса, процесса, идущего по заранее заданному шаблону. Политконсультанты при этом ориентируются на привычное и повторяющееся: от кампании к кампании такие консультанты возят с собой портфель опробованных технологий, приемов и методов агитации вплоть до текста и дизайна листовок. Источник нового в данных стратегиях — это чужие кампании, чужие идеи, прежде всего успешные. Определенная школа, формирующая схожий для всех почерк ведения предвыборной кампании создается за счет изучения чужих «кейсов» (cases), за счет участия в чужих компаниях и т. п.

Естественно, что для шаблонных стратегий характерно копирование вплоть до плагиата чужих идей. Причем «грешат» этим не только политконсультанты, работающие на уровне выборов в муниципальные образования, но проводящие кампании более высокого уровня. Акция «Голосуй, а то проиграешь» в поддержку Б. Ельцина на выборах 1996 года — «калька» один в один с предвыборной кампании Б. Клинтона, так же рассчитанной на молодежь.

Среди специализации политконсультантов, использование шаблонных стратегий особенно характерно «оргов» («орговиков»), тех консультантов, что в рамках кампаний занимаются оргработами, менеджментом «полевых» работ, управлением работы сотрудников низшего звена. И вследствие этого, позиции шаблонных стратегий крепки, поскольку и процент «оргов» в среде значительно выше всех других, да и общий язык с кандидатами, клиентами и заказчиками кампаний «орги» находят быстрее.

Сбавляя критический тон, хотелось бы подчеркнуть, что шаблонные стратегии имеют все же преимущество перед креативными стратегиями, поскольку опираются на опыт проведения кампаний, заимствуют опыт не из практик, не имеющих отношения к избирательным технологиям. К тому же в рамках шаблонных стратегий происходит формирование политтехнолгий как ремесла, как набора навыков, умений, приемов соответствующих определенному уровню. Именно шаблонные стратегии задают фон профессии политконсультанта, определенный средний уровень, ниже которого опускаться нельзя. С другой стороны, шаблонные стратегии являются той «рудой», в которой рождаются «алмазы», яркие и талантливые политтехнологи. Опять же существует немало достаточно успешных политтехнологов и команд, все достоинства которых — во владении технологиями second hand.

Но нельзя не отметить и недостатков шаблонных стратегий — их вторичность, их подражательный характер и творческую несамостоятельность. Есть немало черт, конечно, которые сближают шаблонные стратегии с генерическими и аналитическими. Но на вопрос, почему в данном случае нужна именно эта, а не другая стратегия, каждый подход отвечает по-своему. Если для генерических или аналитических стратегий это будет ответ в духе «потому что этого требует конкретная ситуация» или «потому что данная стратегия позволит достичь максимального результата», то для шаблонной стратегии это будет ответ: «потому что на прошлых выборах мы так делали» или «потому что так все делают». Иными словами, отсутствие рациональной критики делает шаблонные стратегии слабо приспосабливающимися к конкретной ситуации. А их использование больше напоминает игру в рулетку: может повезет, а может и нет.

Похожие статьи:

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.