Заинтересованность
Ключевая характеристика аудитории (получателей сообщения: см. «Аудитория»), которая отражает степень интереса к теме сообщения, способность и готовность к восприятию содержания сообщения. От степени заинтересованности зависит и содержание сообщения (насколько радикальным или сложным оно может быть, надо ли приводить контраргументы, сколько точек зрения необходимо давать), и характеристики источника сообщения (что важнее – его компетентность или привлекательность), и свойства канала коммуникации (лучше сообщение транслировать по «холодным» или «горячим» СМК), количество контактов одного получателя с сообщением (чем выше заинтересованность, тем меньше надо контактов), да и сам формат сообщения.
В переложении на политическую агитацию заинтересованность складывается из следующих составляющих:
- Политическая активность (см. «Политическая активность избирателя», которая определяет, с одной стороны, степень интереса к политическим текстам, а с другой стороны, включенность «в тему», определенный багаж знаний по политическим темам;
- Уровень образования – естественно, что чем выше уровень образования, тем более сложные тексты способны привлечь внимание аудитории. Социологические исследования показали к тому же прямую зависимость политической активности от уровня образования;
- Степень «разогрева» темы сообщения– чем сильнее разогрета тема, чем более высокое место она занимает в «повестке дня» (см. «Повестка дня»), чем сильнее приковано к ней внимание общественности, тем более заинтересована аудитория в любой информации по данной теме;
- Статус источника сообщения – понятно, что, чем выше статус источника сообщения, тем больше внимания проявляет аудитория. При прочих равных избиратель скорее обратит внимание на обращение Президента, чем на листовку дворника.
Говоря о заинтересованности, стоит также вспомнить формулу «30-3-30», которая выделяет три группы по степени заинтересованности к любому сообщению. Среди всех, к кому обращено сообщение, найдутся такие, которые лишь взглядом пробежит по сообщению, прочитает только заголовки и потратит на сообщение тридцать секунд. Часть прочитает всё сообщение от начала до конца, потратив на его восприятие три минуты. Найдутся и такие, что затратят тридцать минут своего времени для того, чтобы полностью разобраться в содержании сообщения.
Комментарии