Cтратагема «обмануть императора чтобы переплыть море» как метафора паблик рилейшнз

Речь идет об известном сборнике военных хитростей «36 китайских стратагем», который когда-то считался тайной за семью печатами, но в последнее время он издается миллионными тиражами. Для тех, кто занимается пиаром, этот сборник должен стать настольной книгой. По крайней мере у меня все 36 китайских стратагем закачены в айфон и когда в мозгах ступор, я их читаю.

Потемкинская деревняПоговорим о первой из этих стратагем, которая известна как «Обмануть императора, чтобы он переплыл море». Еще ее называют стратагемой шапки-невидимки, вроде как надо скрывать свои истинные цели. Появление этой стратегемы связывают со следующим историческим анекдотом (короткой историей, если угодно). Один имератор никак не мог решиться переплыть море со своим войском и долго находился в раздумьях. Тогда его генералы соорудили корабль, замаскированный под дом, в котором устроили прием для императора от имени богатого крестьянина. Когда бдительность сына неба была усыплена, дом-корабль отчалил от берега. Услышав свист ветра император поинтересовался, что происходит. Когда подданные открыли занавесь, то император понял, что он и вся его армия плывут по морю. Ничего не оставалось делать, как смирится с происходящим и завершить плавание. Государственные дела были успешно решены (подробности можно найти здесь).

На самом деле у меня большие сомнения в верности толкования данной стратагемы как рецепта скрывать свои цели. Не столько о сокрытии цели идет речь, поскольку о цели переплыть море император был осведомлен. И не цель скрывали его подданные, когда построили дом-корабль.

Я бы назвал эту стратагему стратагемой виртуальной реальности. Вместо одной реальности (корабля и перспективы плавания) императору была представлена совсем иная — уютный дом и пир, устроенный в его честь богатым крестьянином. Смысл этой стратагемы в том, чтобы человеку казалось, что он находится совсем в других обстоятельствах. А поведение и мотивация человека зависит от того, как он оценивает те обстоятельства, в которых оказался. Тот же император, когда оказался перед бескрайним простором моря, пал духом, ему казалось, что вся армия не сможет переправиться через водную преграду, ни или что-то в этом духе. Зато еда и питье во время приема поселили в его сердце радость, знакомая, привычная обстановка усыпило его бдительность, а хорошее вино растворило сомнения. Получается, что меняя обстановку, меняя реальность вокруг человека или оценку этой реальности, мы можем оказывать влияние на поступки человека.

Public Relations прежде всего делают акцент на управлении общественным мнением. Общественным мнением пиар может может управлять, выстраивая подобные корабли-дома.

Для примера возьмем обещание премьера прислать доктора к президенту «Мечела». Ситуация повторяет ситуацию с императором с точностью до наоборот. Император оказался в непривычных условиях, будучи уверен, что он находится в условиях привычных. Акционер же «Мечела» хоть и находился в привычных условиях, но благодаря знакам из Кремля у него появилось ощущение, что далеко не все в порядке.

Подведем итог. Первая из тридцати шести китайских стратагем «Обмануть императора, чтобы переплыть море» на самом деле является метафорой паблик рилейшнз. От специалиста по pr требуется уменье выстроить дом там, где на самом деле находится корабль. Точнее на том месте, где массовому сознанию мерещится корабль, должен появится призрак дома.

P.S. А еще эту стратагему можно назвать стратагемой потемкинских деревень.

Похожие статьи:

6 Comments

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.