Общество обмена как следующая стадия развития общества привелегий

В блоге macroantropolog нашел небольшую заметку о социальном поведении мартышек, который навел меня на некоторые размышления.

Для начала приведу копипайст самого поста.

Ученые из голландского Тильбургского университета и французского Института имени Юбера Кюрьена обнаружили способность диких эфиопских мартышек к рыночным отношениям. Оказывается, эквивалентом денег в сообществе верветок является груминг – ритуал взаимного вычесывания. Занимаются обезьянки этим кропотливым делом не для того, чтобы выглядеть красивыми и опрятными, а по причине более прозаичной: для удаления блох. Чем выше статус особи в стае, тем тщательнее и дольше вычесывают ее другие. А статус зависит от разных обстоятельств.

Исследователи установили кормушку с яблоками и открывали засов только тогда, когда к кормушке подходила низкоранговая мартышка Санни. У остальных членов стаи создавалось впечатление, что добыть для всех вкусную еду способна только эта счастливица. И сразу же рейтинг ее повысился. Санни стали вычесывать гораздо чаще.

Этот пример иллюстрирует природу взаимоотношений. Но только у животных желания не растут, и такие отношения носят характер естественного отбора. А у человека же растущий эгоизм превращается в принцип жизни, когда один топит другого. И только человеку дано изменить отношения в обществе, поднявшись над своим эгоизмом.

В том социальном поведении мартышек, что наблюдали голландские и французские я узнал наше недавнее прошлое. И не теорию Дарвина я имею в виду. Социальная организация мартышек — это хороший пример общества привелегий, в котором социальные блага распределяются согласно статусу человека. Помните это «от каждого по способностям, каждому — по труду»? Распределение благ в соответсвии с вкладом каждого в общественное производство было декларацией, пожеланием. Реальностью в эпоху «совка» и шамкающего генсека было распределение благ согласно социального статуса. Чем выше статус, тем больше «груминга» получал каждый. Были как формальные институты распределения по заслугам — спецраспределители, талоны, премии и оклады согласно званию, так и не формальные — блат, «заднее кирильцо» и т. п. А из бедной мартышки Санни ученые сделали прямо-таки блатную: доступ к благу автоматически повысил ее статус, как статус заведующей какой-нибудь продовольственной бызы.

Но родилась у меня еще одна мысль. Выходит что товарно-денежный обмен, система при которой происходит обмен благами, товарми и их «всемирным эквивалентом»-деньгами, является более социально-сложной социальной системой, требующей от акторов большей культурной работы?

И ещё об этом же:

Похожие статьи:

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.