Почему крупный бизнес не заинтересован в либеральных реформах?
Не знаю, с какой стати у нас опорой либерализма считают крупный бизнес? Вроде как олигарху на роду написано выступать за социальные и политические свободы. И если у тебя есть миллиард, то ты — либерал, а все, у кого этого миллиарда нету, идут лесом. Но так ли это? Давайте разберем несколько тезисов, утверждающих, что крупный бизнес не заинтересован в либеральных реформах. Скорее наоборот — вертикаль его судьба!
Первое. Олигархи против либеральных реформ, потому что либеральные реформы обостряют конкуренцию
Это вроде очевидная истина — чем больше на рынке или в политике свободных агентов, тем острее конкуренция. Но зачем олигарху конкуренция. Гораздо проще снимать сливки с рынка в отсутствии оной. Рецепт прост — монополизировать рынок и не пускать туда конкурентов, возводя различные барьеры для входа в отрасль. Эти барьеры могут быть препятствием для входа на рынок иностранных компаний, тогда вводится законодательный запрет. Олигархи под предлогом защиты отечественных отраслей проводят политику экономического изолиционизма и протекционизма. Пример тому — автопром. Китайцы за год открывают столько заводов и клепают столько консервных банок на колесах, что нашему автопрому и не снилось. Но для Автоваза и всех, кто кормится вокруг них ситуация бурного роста крайне невыгодна, приводит к потере прибылей, рынков, бюджетного финансирования и т. п.
Втрое. Олигархи против либеральных реформ, потому что в либеральном государстве невозможно использовать государство для борьбы с конкурентами
Конкурентная борьба в нашей стране давно заменена борьбой с конкурентами. Ведь проще с помощью того же государства задушить конкурента, чем модернизировать производство, осваивать новые виды продукции, улучшать качество. Проще — ввести систему лицензирования, которая станет фильтром для части конкурентов. Проще — в принудительном порядке закрыть предприятия или отобрать у них рынки под предлогом, что не справились. Примеры — ликвидация рынка наружной рекламы в Москве под предлогом, что она портит внешний облик, угроза закрыть мелких авиаперевозчиков после катастрофы ЯК-42.
Третье. Олигархи против либеральных реформ, против борьбы с коррупцией, потому что в либеральном государстве невозможно строить бизнес вокруг пилежки бюджетных денег
В стране, где две трети или даже три четверти всех рынков — это государственные расходы, пилеж бюджетов является самым лакомым кусочком. К тому же так просто найти нужные пути к тем, кто распределяет бюджетные потоки и жить припеваючи, коллекционируя яхты и замки на Ривере. В этом случае олигархи кровно заинтересованы в стабильности, в том, чтобы власть никогда не менялась, поскольку у каждого нового губернатора могут быть свои любимчики, в том, что вертикаль крепла, поскольку договорившись на самом высоком уровне, надо быть уверенным в том, что договоренности будут выполнены на всех остальных. А договариваться на самом высоком уровне выгодно, чтобы региональная мелочь рынок не дербанила — это ведь тоже конкуренты и с какой стати олигархи должны делиться своими доходами с кем-то.
Четвертое. Олигархи против свободных граждан, наделенных правами, потому что это мешает контролировать трудовые ресурсы
Отношение к работникам именно как к ресурсу, такое же как к чугунным чушкам и подержанным станкам. Представляете, олигарх закупает партию подержанных станков, а они начинают предъявлять свои требования, уходит на больничный, отпрашиваться на свадьбу к брату и т. д. Да кого волнуют все эти проблемы «ресурсов», тебе деньги платать — ты работай! А вся эта текучка, переманивание с помощью более выгодных условий только уменьшают норму прибыли. Даже таджики не спасают положение, потому что их обучать надо, это во-первых, а во-вторых, их зависимость от начальства гораздо меньше, чем коренных. Таджики же что: приехали-уехали, их семья — далеко, жить здесь они не собираются, услуги в виде жилья, здравоохранения, образования, кредитов — им не интересны. Так что таджик — с точки зрения экономики, малопривлекательный ресурс.
Олигархи в экономике выполняют ту же роль, что и «Единая Россия» в политике.
На самом же деле, крупный бизнес не заинтересован в инновациях. Точнее он заинтересован в их покупке за границей, но не развитии собственных инноваций здесь и сейчас. Новация, купленная за рубежом — это уникальный ресурс, который дает неоспоримые конкурентные преимущества одному. Новация развиваемая здесь — лишает такого преимущества одного, давая шанс воспользовался этим преимуществом всем. Вспомните средневековых князей, выкалывавших глаза строителям и архитекторам для того, чтобы они не могли построить такое же великолепие другим князьям.
Поэтому для крупного бизнеса, вросшего и хорошо коррумпировавшего действующую власть, перемены, смена власти, появление новых людей, крайне не выгодно. Любое новое лицо, новая идея, новый приборчик должен быть хорошо встроен в существующую систему. Поэтому крупный бизнес будет делать все, чтобы укреплять и растить Левиафана.
Комментарии