Поздравим друг друга с государственным переворотом
Давайте поговорим про выборы. Про прошедшие президентские выборы и их итоги, а так же заявления бывших кандидатов.
Государственный переворот завершен
Первый и очевидный итог выборов — президентом будет у нас человек, нарушивший конституцию. Можно сколь угодно разводить демагогию про «подряд» или «не подряд», но все мы знаем, о чем идет речь в основополагающем законе: о том, что никто не может быть президентом больше двух сроков. А Путин — стал!
Конечно, началось это чуть раньше. Началось это в начале двухтысячных, когда подходили к концу вторые сроки большинства избранных в девяностые губернаторов. Именно тогда и началась вся эта юридическая казуистика про то, какой срок считать первым — то ли тот, когда губернатор сел в кресло, то ли тот, когда были внесены очередные изменения в законодательство.
И в этот момент все мы дали слабину. И Путин, у которого не хватило политической воли, а может желание остаться в кресле пересилило желание соблюдать конституацию. И Конституционный суд, ловко вывернувшийся из сложной для губернаторов ситуации. И избиратели, массово опускавшие бюллетени за старых губернаторов.
Именно тогда в регионах формировался основной подход к проведению выборов а-ля победитель в пустыне. Главная задача действующей власти была — зачистить округ от всех, кто мог составить конкуренцию.
Давайте сформулируем основные стратегии, используемые властью в борьбе с непредсказуемыми итогами выборов.
Максимальные барьеры для участия в выборах
Цель — уменьшить до нуля число лиц, которые могут принять участие в выборах. По сути, выдвигаться должны только те кандидаты, которые получили разрешение у действующей власти. Для этого отменены одномандатные округа, отменена регистрация кандиатов по залогу, ограничено время разрешенной агитации в СМИ до одного месяца. А процедура сбора подписей обросла такими сложностями, а факт признания подписей настолько субъективен, что зарегистрироваться практически не возможно.
Зачистка округа от оппозиции
Опять же ужесточение законодательства используется для того, чтобы выщелкнуть тех, кто все же смог преодолеть барьер. Перечисление всего, что нельзя использовать в агитационных материалах может составить не одну страницу. В частности в Пермском крае оппозиционеров снимали за то, что они в своей критике градостроительной политики губернатора использовали изображения малых архитектурных форм (красные человекчки и пр.) — и этого хватило, чтобы снять кандидатов с регистрации.
Обеспечение максимального преимущества кандидатам от власти
Политика действующей власти в этом отношении проста: несогласованным кандидатам разрешено только то, что разрешено по закону, в кандидатам от власти — всё остальное.
Естественно, что под предлогом равных возможностей и заботы об избирателе законодательно ограничены возможности агитации. Оппозиционные кандидаты имеют право размещать платные агитматериалы только в течении четырех недель, зато СМИ могут освещать деятельность должностных лиц без перерывов на обед и сон. И очень часто, подконтрольные действующей власти СМИ «забывают» подать уведомление в ОИК о своем участии в выборах, и поэтому кандидаты лишаются права на агитацию в СМИ.
Выбор в отсутствии выбора
По сути политические технологии, используемые властью, преследуют одну цель: загнать избирателя в угол, лишить его выбора, создав лишь видимость выбора. Поэтому отменена графа «против всех», для этого проводится зачистка округа и вместо реальных конкурентов выдвигаются технические кандидаты.
Чем меньше выборов — тем меньше стрессов
Понятно, что любые выборы, даже фиктивные, даже симуляция выборов — стресс для власти. Выборы власть может выигрывать лишь на пределе своих сил. Поэтому и число их уменьшается, вычеркиваются целые блоки (депутаты-одномандатники, губернаторы, мэры городов), да и для тех, что остаются увеличиваются сроки: уж если нельзя совсем без выборов, то давайте проводить их не раз в четыре, а раз в шесть лет.
Дорога в Кремль свободна!
И своего пика эта стратегии достигла сейчас. Еще летом, в этом у меня нет сомнений, Путин был уверен, что его путь в Кремль чист: Медвев во всеуслышание объявил, что второй раз не сможет и даже пытаться не будет. Вполне нашедшие себя в этой жизни Зюганов, Жириновский и Миронов составят достойную кампанию Путину. Единственный момент — неприкаянный либеральный электорат, но и тут нашлось вполне приемлемое решение — Прохров, который слово «оппозиция» не мог произнести не поперхнувшись. А главным слоганом любой системной оппозиции был слоган: «мы не оппозиция!».
Сюрпризы начались с началом осенью. Первым был демарш Прохорова и запутанная история с «Правым делом». Тонкий план Суркова провалился. Но сюрпризы не закончились. Запущенный Навальным мем про «Партию жуликов и воров» оказался сильнее штабов шести партий, и, многократно растиражированный в ходе выборов сделал свое дело. Если бы не тотальные зачистки округов от оппозиционных кандидатов, если бы не система империале, создающие победителю преимущества при подсчете голосов, если бы не массовые фальсификации и сгон избирателей на участки — не было бы у партии власти половины мест в госдуме.
Ну и конечно, самый большой сюрприз — это протестное движение. Такого, думаю, Путин точно не ожидал.
Империя наносит ответный удар
Итак, наш узурпатор предпринимает ответные действия. Зачистить поляну с нашим законодательством не составляет труда — у Явлинского не было никаких шансов.
Акцент сделан не на тонкие игры Суркова, а не силовую кампанию, которой руководит Володин.
Основной медиа-удар приходится на протестное движение. Заметьте, в отличие от предыдущих предвыборных кампаний, не было разоблачительных материлов, направленных против других кандидатов в президенты, не было странных телесюжетов про музеи Зюганова и прочей бредятины. Свои креативные способности пропагандисты Первого канала отрабатывали на «оранжевой угрозе».
Кроме того, штаб Путина активно имитирует приемы и технологии агитации «шестого кандидата», копируя митинги и перформансы протестного движения.
Что в итоге?
Почему я говорю о государственном перевороте?
Конечно, он был не одномоментным, и голосование 4 марта лишь подвело итог тем изменениям, что происходили в нулевые. И в конце концов мы пришли к государственной системе, которая не имеет отношения к той, что описана в конституции.
Третий срок — это ведь не единственное, и даже не самое главное нарушение конституции.
На самом деле вывернутыми на изнанку оказались не только те положения конституции, что связаны с выборами, но и те, что связаны с государственным устройством. Де-факто Россия из федерации за путинские годы превратилась в унитарное государство: губернаторов назначает президент, да и бюджет формируется в основном за счет траншей из Москвы. Теперь у нас вместо самостоятельности регионов — вертикаль власти. Нет в конституции и такой формы власти как федеральные округа со всеми их полпредами.
По конституции власть должна принадлежать народу, но по факту ее узурпировал клан, который делает все, чтобы к управлению не допускать никого чужого! Путин ведь в своих программных статьях так и говорит, что готов допустить к власти часть достойных людей. Иными словами есть клан, узурпировавший власть и этот клан готов при определенных условиях допустить к власти кого то из тех, кем они правят.
Комментарии