Умереть человеком... (фильм «Остров проклятых»)

«Катарсис — «очищение», в греческом религиозном врачевании — освобождение тела от какой-нибудь вредной материи, а «души» от «скверны» и болезненных аффектов. По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит К. подобных (т. е. сострадания, страха и родственных им) аффектов» («Поэтика», гл. VI)», — такое определение дает катарсису литературная энциклопедия. Уже значительно позже Аристотиля, катарсис толковали то как способ очистить душу от лишних страстей, как стимул к жизни в воздержании, то, наоборот, как побуждение к действию, к социальной активности. Фрейд считал катарсис, вызываемый произведениями искусства, одним из методов терапии. Что бы мы не понимали под катарсисом, важно одно — произведение искусства способно привести к ядерной реакции в нашей душе, высвободить душевную энергию.

Во времена Аристотеля катарсис вызывали трагедии. Герои, с мужественном выражением лица перемалываемые колесами судьбы, попавшие в жернова рока и сохранившие при этом достоинство, трогали за самые глубокие и звучные струны души своих современников. Но как тронуть за струны души жителей эпохи информационного взрыва? Нужны немного другие средства. Современные нами герои не противостоят внешним угрозам. Внешние угрозы остались картонным героям комиксов, произведений, сделанных для развлечения. Современные герои противостоят сами себе, трагедия современного человека — это столкновение его внутренних побуждений, инстинктов, поступков, перед которым разум временами пасует и занимает оборонительную позицию. И как всякий трус в трагедии, разум прибегает к разным маленьким и большим уловкам, ко лжи, обманывая нас ложными воспоминаниями, ко лицемерию, пряча равнодушие под маской озабоченности совсем другими трагедиями. И это касается не только героя Ди Каприо, и его войны с мельницами, но и нас с вами. Разве наш разум не обманывает нас, преподнося вместо воспоминаний о советском прошлом пряничных пионеров с пропагандистских плакатов и сплошную «дискотеку 80-х»? Разве не лицемерит он, говоря, что во времена СССР «нас боялись». Ведь не нас кто-то боялся, а мы сами боялись. Боялись собственного государства, боялись взглянуть той правде в глаза, что для достойной и обеспеченной жизни не надо каждый день совершать трудовые подвиги, бесплатно работать в лагерях и на субботниках. Есть другие пути.

Герой фильма излечился, его душу тоже тронул катарсис, пройдя все свои фантазмы от начала до конца. И в конце сделал свой выбор, надо сказать, нравственный выбор, решив, что «лучше умереть человеком, чем жить чудовищем». И это меня, надо сказать, удивило и поразило, поскольку по ходу фильма во мне крепло убеждение, что хеппи-энда не будет, не смотря на голливудское происхождение фильма. И вот в чем вопрос — нам-то как излечиться? Сможем ли мы обойтись без хирургического вмешательства?

Похожие статьи:

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.