Отечество иллюзий...

Самое первое — фильм снят качественно, профессионально. Все действие фильма сидишь перед экраном в напряжении. Но не в этом суть очедного фильма режиссера Бэтманов: «Бетман. Начало» и «Бэтман. Темный рыцарь».

Самый интересный вопрос — о чем этот фильм? Большинство критиков видят самую большую неувязку в том, что сны представлены в качестве хорошо структурированного, выстраенного по линеечке мира, а отнюдь не в качестве иррационального хаоса подсознательного. Еще одна «неувязочка» — сон событие индивидуальное, а в фильме Нолана — коллективное. Так может речь идет не о ночных кашмарах? Разве из ночных кошмаров единственным выходом может быть только смерть? Разве из ночных кашмаров можно уехать только на поезде, при том, что ты знаешь куда хочешь попсать, но не знаешь, куда едет поезд? О каком сне идет речь?

Давайте подкину еще пару наводящих вопросов. Вспомните, какие иллюзии были насквозь рациональны, где города расчерчивали именно по линеечке? Сравните архитекутру какого-нибудь средиземноморского городка с лабиринтами улиц и выстроенного по линеечка советского городка: прямые улицы, площадь с памятником сами знаете кому в центре, монументальный дом советов и т. п.

А какие коллективные иллюзии вы знаете? Когда погружается в сон не отдельный человек, а вся страна? И где только чуство вины позволяет отличить иллюзию от реальности?

Фильм Нолана не о снах, а о коллективных иллюзиях. Корни и предтечей фильма надо искать не в работах Фрейда или Хичкока, а в утопиях и антиутопиях того же Оруэлла. Кстати, Нолан — англичанин, соотечественник Оруэла, к тому же в институте изучал не кинематограф, а литературу.

И именно с точки зрения коллективной иллюзии, а не индивидуального сна, можно трактовать некоторые ключевые фразы фильма.

«Единственным выходом может быть только смерть». Я даже писал об этом в заметке Модернизация: дайте старому спокойно уйти.... Наши беды, что мы не можем отпустить от себя прошлое, мы боимся его смерти. Вместо того, чтобы дать умереть старой советской системе образования, медицинского обслуживания или цеху юристов, мы всеми силами длим их агонию, длим до бесконечности, как будто мы все оказались в лимбе.

Отсюда можно уехать только на поезде. Ты знаешь, куда хочешь уехать, но не знаешь, куда едет поезд. (Цитирую по памяти). Да-да. Всё точно. Никто в эпоху перестройки не знал, куда несется тот поезд и уж точно большинство хотели оказаться совсем в другом месте.

Можно еще привести пару цитат. К примеру про то, что идея оказывается заразительнее вируса и гораздо живучее его. О том, что «они приходят сюда, чтобы их разбудили» и т. п.

Как вы уже поняли, я рекомендую всем сходить на этот фильм и найти в нем собственные аллюзии и коннотации.

Похожие статьи:

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.