Эффективность пиара
Показатель, характеризующий соответствие изменений в общественном мнении целям и задачам профессиональной деятельности специалистов по пиар. Чем больше это соответствие, тем выше эффективность пиара.
Среди используемых методов оценки эффективности можно выделить три метода. Первый из них предполагает экспертную оценку, осуществляемую чаще всего на подготовительном этапе. В ходе оценки ряд экспертов, среди которых могут быть люди не имеющие к пиару никакого отношения (заказчик, его друзья, бухгалтер или юрист избирательной кампании) выносят свои суждения какой из вариантов избирательной кампании или конкретных образцах агитационной продукции лучше. Чаще всего отбор производиться по принципу «нравиться — не нравиться», но возможен вариант оценки, основывающийся на той или иной модели воздействия на избирателя. При этом психолог будет делать акцент на особенности психологического восприятия, журналист или дизайнер оценивать качество реализации агитационного продукта. На практике также встречается и третий тип экспертной оценки: соответствие продукта общепринятым в среде политтехнологов нормам.
Вторая группа методов оценки эффективности пиара предполагает количественные оценку. В данном случае исследуется изменение количественных показателей, таких как изменение известности, рейтинга, индекса цитирования и т. п. Соответственно используются такие исследовательские методики как контент-анализ сообщений СМИ и социологические массовые опросы.
Третья группа предполагает качественную оценку изменений в общественном мнении. В ходе исследования общественного мнения выявляются появление новых суждений по тому или иному вопросу, изменение тональности высказываний, изменение отношения к политику и его деятельности и т. п. Исследователь при этом пользуется такими методами, как контент-анализ сообщений СМИ, опросы экспертов, изучение слухов, качественные методы социологических исследований.
Комментарии