Сценарии выборов
Сценарии выборов — инструмент анализа, прогнозирования и построения стратегии избирательной кампании. Сторонники генерических стратегий явно или не явно предполагают, что все выборы проходят по ограниченному набору сценариев, среди которых можно выделить следующие:
Выборы — это процесс, на ход которого влияют несколько сторон. Активные стороны — это кандидаты и их штабы. Пассивная сторона — это избиратели. Для того чтобы склонить изменение ситуации в свою сторону, необходимо представлять как эта ситуация будет развиваться.
Сценарий выборов как стратегический инструмент управления предвыборной кампанией — это представление о том, как будет развиваться ход событий в предвыборной борьбе. В общем случае сценарием можно назвать последовательность начальных условий и событий, приведшую к определенному исходу. Таким образом, структурными элементами сценария будут исходные условия, события, происшедшие во время реализации сценария и его исход, а также причинно-следственные связи и зависимости.
Исходные условия, а также часть событий можно назвать неконтролируемыми факторами сценария. Контролируемые факторы — это события, организуемые штабами и другими субъектами избирательного процесса. Контроль над событиями, а также над их контекстом и интерпретацией и определяет суть предвыборной борьбы. Этим занимаются коммуникационные дисциплины, такие как предвыборные технологии, пиар.
Как уже выше отмечалось, в стратегии предвыборной борьбы сценарии выполняют две функции — функции прогнозирования и планирования кампании. Понятно, что при этом используется типизация сценариев. При всем многообразии ситуаций, при всей специфике и неповторимости каждой избирательной кампании, мы считаем возможным выделить пять основных (базовых) сценариев выборов. Назовем их «доминирование», «гонка за лидером», «поединок», «третья сила» и «русская рулетка».
Комментарии